Футбол — игра для болельщиков. Кажется, что-то более примитивное и банальное придумать сложно. С другой стороны, сие утверждение звучит как аксиома. В этом ваш покорный слуга убедился, наблюдая за поклонниками «игры миллионов», наводнивших Киев.
Главное — перед бабой отчитаться
Путешествие началось рано утром с посещения Труханова острова. Место — обалденное, скажу я вам! Уже практически неделю островок на левом берегу Днепра захвачен шведскими болельщиками. Ведь именно сине-желтая сборная проводит все три матча группы D в украинской столице. Потомки викингов поселились в кемпинге, в спартанских условиях, но ни на что не жалуются, а просто наслаждаются жизнью.
Причем жизнью не самой дешевой. Простая зубная щетка стоит здесь 50 гривен (200 рублей), за бокал пива нужно отдать сотню. Этот напиток льется рекой, кто-то из шведов завозит его из киевских супермаркетов — так дешевле. Предприимчивые же аборигены предлагают «украинские обеды» за 300 гривен. Впрочем, и на цены шведские фаны не сетуют. Говорят, что у них в стране все намного дороже.
Шведы абсолютно не закомплексованные и порой неприхотливые. Никто не устроил международного скандала, когда на первых порах возникли проблемы, где справить естественную нужду… Вскоре киевские коммунальщики этот вопрос решили. Интересно происходит общение скандинавов с местными жителями. Группа болельщиков, прогуливаясь по островку, наткнулась на дедушку-рыбака. В английском у него оказались большие пробелы. Но на вопрос: «Крупная ли рыба в Днепре?» — он подробно и обстоятельно начал отвечать по-русски. Дескать, у нашего человека главное — хотя бы одну поймать, чтобы перед бабой отчитаться, что ходил на рыбалку, а не просто пил. Шведы сочувственно покивали головами, скорее всего так и не поняв загадочную душу представителя бывшего СССР.
Что они там на Калинина нагородили?
Много шведов и в центре Киева. Особенно в фан-зоне, открытой на время проведения Евро на Крещатике и майдане Незалежности.
До Октябрьской революции 1917-го Майдан носил имя Крещатинская площадь, потом — Думская, в советское время — Советская, площадь Калинина (один известный российский тренер, уроженец Киева, как-то сказал: «Мне не нравится, что они там на Калинина нагородили», не каждый современный киевлянин поймет, о чем идет речь), в последние годы развитого социализма площадь называлась именем Великой Октябрьской социалистический революция. Оригинально?! Но пришел 1991-й, Украина объявила независимость, поэтому новая редакция названия главной площади страны вытекала из логики.
Пожалуй, у любого европейца майдан Незалежности ассоциируется с «оранжевой революцией» 2004 года. Многие из моих знакомых и друзей отстаивали тогда идеалы демократии по зову сердца, а не за американские доллары, как это принято считать в России, но сейчас разочаровались во власти. Политика волей-неволей выходит на первый план. Например, в фан-зоне регулярно появляются люди в футболках с надписями в поддержку Юлии Тимошенко. Между прочим, палаточный городок на Крещатике, организованный сторонниками бывшего премьер-министра, пришлось свернуть.
К слову, западные акулы пера, аккредитованные на матчи Евро, прекрасно подкованы в политических хитросплетениях. Они могут не знать, по какой схеме играет команда Олега Блохина и как у нее налажена диагональная подстраховка, но задают вопрос: «Как вы относитесь к тому, что в 2004-м символ украинского футбола Андрей Шевченко поддерживал Януковича?»
Братание спартаковцев и «Быстрова»
Впрочем, вернемся в фан-зону. Она отгорожена от пешеходной части улицы забором, вход — свободный, на входе всех желающих попасть на территорию проверяет охрана. Как следует из «Фан-справочника», который раздают тут же, в зону запрещен вход с алкогольными напитками, большими фотоаппаратами и сумками, оружием, петардами и почему-то зонтами. Это официально. Однако досмотр носит формальный характер. Хотя в руках у секьюрити портативные металлодетекторы. Милиции в самой фан-зоне нет, но по периметру Крещатика за ограждением всегда дежурят несколько нарядов. Мало ли что?.. Особенно в матчах повышенного риска, к коим, безусловно, относилась игра Россия — Польша.
Только ленивый не вспоминал о драке между российскими и украинскими болельщиками во время первого матча с чехами. Но! Произошло все это во львовской фан-зоне, и проецировать ситуацию на Киев не было никаких причин. Россиян в столице Украины оказалось много. Все-таки праздник, очередная серия выходных дней. От Москвы до Киева езды-то всего одна ночь.
Первое, что увидел ваш покорный слуга, проникнув в киевскую фан-зону, братание и фото на память трех болельщиков «Спартака» и молодого человека… в зенитовском шарфе и футболке с фамилией «Быстров» на спине. Без каких-либо намеков на агрессию. И почему в России красно-белые и сине-бело-голубые не могут найти общего языка?
В этот момент появилась группа поляков. Во время исполнения гимна они, приложив руку к сердцу, страстно пропели «Марш Домбровского». Когда же речь дошла до бессмертного произведения Сергея Михалкова, петь уже принялись россияне, и не только. Некоторые киевляне пытались вспомнить: «Союз нерушимый... республик свободных...» Как же все переплелось и смешалось в этом мире!
После великолепной победы сборной Украины над шведами большинство украинцев пребывало в благодушном настроении. Если уж не за, то точно против России никто открыто не выступал.
— Знаете, я вчера болела за свою сборную, — разоткровенничалась девушка — продавец пива на Крещатике. — А Россия или Польша — мне все равно. При этом с уважением отношусь к обеим сборным.
Вторые по «заходам»
Как рассказал «Спорту» глава местного организационного комитета Евро-2012 на Украине Маркиян Лубкивский, только за первые дни Евро в фан-зонах украинских городов побывало порядка миллиона болельщиков. Понятно, статистика эта весьма условна. Тем не менее игра команд Дика Адвоката и Франтишека Шмуды по количеству «заходов» пока уступила лишь матчу Украина — Швеция.
На Крещатике установлено несколько экранов, но самый главный — на Майдане. Самые лучшие места достались группе из пятидесяти активных российских болельщиков с триколором, андреевским флагом и красным, с серпом и молотом, на который никто из украинцев никак не реагировал.
Первый выплеск эмоций случился, когда в штрафной поляков уронили Александра Кержакова (или форвард «Зенита» упал сам?).
— Що вы робытэ? — закричал мужчина средних лет в футболке сборной Украины.
— Думаете, был пенальти? — аккуратно поинтересовался я.
— А як же! — категорично ответил болельщик, делая очередной глоток пива.
Ну а когда Алан Дзагоев открыл счет, россияне и остальные неравнодушные дали волю эмоциям. Над Крещатиком раздались громы салюта. Неужели в честь сборной России? Позже выяснилось, что таким образом отмечается гол любой команды.
Любопытно было услышать комментарий на украинском канале одного из популярных в России «держателей микрофона». В принципе, ничего особенного. Разве что термин «наши» комментатору пришлось заменить на «русские».
Второй тайм болельщики провели уже не так активно. Сказалось и количество выпитого пива, и общее разочарование игрой сборной в последние 20–25 минут. Финальный свисток Штарка болельщицкие массы встретили абсолютно без эмоций.
Покидая Майдан, услышал диалог россиян и украинцев.
— Из группы наши выйдут точно, так что встретимся в финале, — резюмировал кто-то из них.
Мысль, пожалуй, слишком оптимистичная. Но мечтать никто никому пока не запрещал.
Киев