Приход «Газпрома» в СКА вылился в новое для российского хоккея явление. В городе на Неве руководство клуба пытается создать абсолютно прозрачную структуру. О планах на предстоящий сезон и более дальнюю перспективу Председатель совета директоров СКА Александр Медведев рассказал во время встречи с журналистом в редакции «Спорта».
О Барри Смите
К выбору кандидатуры главного тренера мы подходили системно. В совете директоров собраны люди, которые имеют хорошие связи не только в мире бизнеса и правительственных кругах, но и среди людей, интересующихся хоккеем. Например, в появлении кандидатуры именно Барри Смита сыграл роль Игорь Ларионов, который работал с ним в «Детройте». Мы рассматривали не только тех специалистов, которые работают или работали в России, но и тех, кто вообще есть на рынке, кто потенциально мог бы приехать к нам, включая тренеров энхаэловских команд.
О Барри Смите мы говорили еще на начальных этапах поисков, и пришли к выводу, что если он согласится возглавить СКА, то это будет лучшим вариантом. Во-первых, у него большие спортивные амбиции: главным тренером он по большому счету не был, а если возглавлял команды, то недолго. В то же время Смит работал и в НХЛ, и в Европе, и у него осталось большое желание сделать что-нибудь в качестве главного тренера. Во-вторых, нам было известно, какую роль он играл в тех командах, где работал со Скотти Боумэном. После ряда телефонных переговоров в Финиксе состоялась наша совместная встреча со Смитом и Боумэном. Думаю, во многом под влиянием последнего Барри и принял решение возглавить СКА.
С самого начала было оговорено, что все спортивные вопросы будут полностью находиться под контролем главного тренера. Нас, кстати, такое положение дел полностью устраивает. Совет директоров хотел бы сконцентрироваться на стратегических вопросах, а вмешиваться в спортивные вопросы – последнее дело. Я знаю, что в некоторых командах такая практика существует, но мы ее не одобряем. Поэтому невмешательство стало базовым принципом, который мы согласовали еще до подписания контракта. Таким образом, и набор игроков, и формирование тренер-ского штаба полностью в компетенции главного тренера.
Мы, конечно, искали варианты усиления тренерского штаба среди экс-энхаэловцев, но ни Ларионов, ни Каменский по семейным обстоятельствам пока не смогли нам помочь. Но и те, кто есть в наличии, неплохо справляются со своим делом.
О бюджете
Уже в прошлом году, полагаю, бюджет СКА входил если не в пятерку, то в семерку самых больших в суперлиге. Могу говорить это с уверенностью, так как общаюсь с руководителями других клубов и мы обмениваемся информацией. В этом году бюджет мы просто немного скорректировали, сделали своего рода поправку на инфляцию. Никаких новых вливаний мы не делали. Теперь система премий и командных бонусов фигурирует во всех контрактах с игроками. В СКА все равны: молодые, ветераны, заслуженные игроки, новички, энхаэловцы… Есть единая система премий, увязанная с чисто игровыми аспектами и показателями хоккеистов. Есть и командные бонусы, связанные с достижением итогового результата. Все игроки и их агенты согласились с такой системой, и контракты подписаны исходя из новых принципов. Так что новый бюджет сформирован по-новыму и с прицелом на то, что он будет наполнен в любом случае.
Что касается зарплат, они вполне адекватны энхаэловским и российским стандартам. Никаких завышенных окладов в СКА нет и не будет. Ни у игроков, ни у тренеров. Хотя в России определенная проблема с чрезмерными окладами есть. Дело в том, что в суперлиге больше команд, чем можно укомплектовать качественными исполнителями. Вот группа игроков и бегает из клуба в клуб – не там, так здесь выбивают себе высокую зарплату. Кстати, эту проблему отчасти должно решить масштабное возвращение наших ребят из НХЛ.
О контрактахи селекции
Мне очень понравились слова Павла Дацюка:
«Контракт надо не получать, а зарабатывать».
Хорошо иметь зарплату, которая ни от чего не зависит. Наша система – компромисс между гарантированной зарплатой и бонусной системой. В НХЛ все несколько иначе, но там и отношение людей к делу другое: игрок независимо от статуса может в любой момент отправиться в фарм-клуб. У нас в контрактах прописано, как будут оплачиваться услуги того или иного хоккеиста, если его переведут во вторую команду. Чем-то это напоминает двусторонние контракты в НХЛ, когда зарплата зависит от места пребывания – разница между фарм-клубом и первой командой должна быть обязательно. А у нас все в курсе: конкуренция велика, плюс к тому есть лимит на масочников, так что в основу попадут не все – на 20 мест претендуют шесть пятерок. Неприкасаемых у нас нет.
Гарантированная зарплата, конечно, должна быть, но раздувать ее нет смысла. Игроки должны понимать, что за счет премиально-бонусной системы можно больше заработать. Кстати, когда тот же Зиновьев узнал о нашей системе, он отнесся к ней спокойно.
Мы вообще предпочитаем, чтобы разрыва в суммах контрактов не было. Например, когда возник вопрос о приглашении Сергея Зиновьева, мы готовы были осилить его запросы. Но настаивать не стали – не очень хорошо, когда в команде кто-то выделяется в смысле зарплаты. Что касается Олега Твердовского, то мы рассчитывали, что защитник будет играть в Петербурге, но он решил иначе. Что же, это его выбор. Был ряд игроков, которых Смит хотел оставить после прошлого сезона, но они, узнав о системе взаимоотношений, которая будет введена в СКА в смысле контрактов, предпочли уйти.
Что касается Максима Соколова, то ему я желаю всяческих успехов, знаю, что он хорошо провел первые выставочные матчи в «Авангарде». Но по нему решение принимал тоже Барри Смит. Причем обоснованное. У него великолепная база данных не только по НХЛ, но и по европейским игрокам. Мы себе слабо представляем, насколько хорошо за океаном знают наш рынок. А у Максима, несмотря на его великолепные игры за сборную и все заслуги, бывали и откровенные провалы. Я все понимаю, в том числе и то, что бывают сложные семейные обстоятельства, и то, что в команде хочется видеть побольше питерцев. Но само по себе звание питерца никому места в составе не гарантирует.
Об инфраструктуре
Сейчас важны не столько инвестиции, сколько профессиональные действия менеджмента. Конечно, материально-техниче-ская база немного устарела, но это не самая большая проблема. Привести в порядок обстановку на базе, чтобы игроки могли нормально отдыхать, несложно. Главное, грамотно работать с людьми. В конце концов, игроки СКА в состоянии за свой счет остановиться в том же «Кемпински». Или могли бы попросить, чтобы их там поселили, пока они не подберут себе квартиры. Правда, кроме Яна Платила, таких требований никто не предъявлял. Платил у нас в команде не играет, а те ребята, у которых квартир не было, пожили на базе, сколько нужно было, и никто не жаловался. В таких делах мелочей нет, но такими вопросами должны заниматься профессиональные менеджеры. Командный дух относится не только к игрокам, но и абсолютно ко всем сотрудникам клуба.
О договоре с НХЛ
Мне кажется, что этот сезон будет последним переходным в российском хоккее к новой организации дела. ФХР свою функцию выполнила. Если вспомнить то, что творилось в нашем хоккее в 1990-х годах, можно сказать, что тогдашняя ПХЛ была игрушкой в руках определенного круга людей. Не очень дорогой с точки зрения затрат. ФХР будет проводить второй чемпионат, и при всех недостатках стоит признать, что с основными негативными явлениями федерация начала бороться. У всех игроков должны быть новые контракты, даже, возможно, не по измененному российскому законодательству, а соответствующие международным нормам. А это в свою очередь и диалог с НХЛ переведет в другую плоскость. Во время недавнего Кубка «Спартака» удалось пообщаться с бывшими руководителями НХЛ, и они говорят: «Когда вы переведете свою контрактную систему в условия, когда и у игрока, и у клуба будут совершенно понятные права и обязательства, разговор с НХЛ будет проходить совершенно по-другому». Нет никакой необходимости вводить «железный занавес», чтобы игроки не уезжали в Америку. Если в НХЛ посчитают, что в новых условиях российские хоккеисты там не нужны, то их там скоро не будет. Хотя вопрос и поставлен резко, но вклад Европы вообще и России в частности в НХЛ всем известен. Не только с точки зрения игры, но и с точки зрения финансового успеха. Я думаю, комиссар НХЛ Гарри Беттмэн сделал ошибку, отказавшись вести с нами переговоры. Дело не в двухстах и не в пятистах тысячах: если посчитать затраты на подготовку профессионального хоккеиста, то никакое предложение от НХЛ эти суммы не покрывает. Попытавшись сэкономить на этом, Беттмэн прогадал: с 2008 года мы будем разговаривать совершенно иначе, а тогда посмотрим, что он скажет.
О телевидении
В смысле телевидения хоккей сильно отстает от футбола. Мы уже обратились к телекомпаниям и считаем, что хоккей обязательно надо показывать. Причем не так, как раньше. Необходимо создавать более интересный продукт, объяснять зрителям нюансы, начать с азов и постепенно подниматься. Зрелище должно быть интересным. Ясно, что если играть будут плохо, то «конфетку» не сделаешь, но тем не менее, если сравнивать, мастерство тех же российских футболистов не выше, чем у хоккеистов. Например, исполнители, собранные в СКА, демонстрируют мастерство более высокого уровня, чем российские футболисты. Технически и тактически они более интересны, насколько, конечно, уместно сравнивать футбол и хоккей. Тем более нельзя сбрасывать со счетов национальный аспект. В футболе на поле из 11 выходят по семь легионеров, в заявке баскетбольного клуба на игру по пять иностранцев, а у нас всего четыре на команду. То есть хоккей остается национальным видом спорта и заслуживает большего внимания. И в перспективе телетрансляции – источник доходов лиги. Причем ясно, что рядовой болельщик должен иметь возможность смотреть хоккей не только по платным каналам.
О молодежи
Мы понимаем важность этого направления. Например, команда СКА-2 уже переведена в структуру ЗАО СКА. У Барри Смита свой подход, основанный на североамериканском опыте. Мы заключили договор о сотрудничестве с клубами высшей лиги челябинским «Мечелом» и оренбургским «Газпромом-ОГУ». Это, конечно, не фарм-клуб в энхаэловском понимании, но там могут проходить обкатку молодые игроки, которые пока не подходят основному составу. Кое-кто отправится набираться опыта уже в ближайшее время. Если кто-то перерос уровень второй команды, но в первую еще не проходит, то клуб должен закрепить за ним права и отправить проходить школу высшей лиги. А мы получаем информацию от партнеров по поводу игроков, причем не только отправленных нами, но и местных воспитанников. Барри Смит думает о будущем, о возрастном балансе в команде. В СКА-2 есть перспективные ребята. Например, мы возьмем оттуда третьего вратаря. Кроме того, на повестке дня вопросы помощи детским хоккейным школам. Например, по договоренности с городскими властями часть налоговых поступлений в бюджет от СКА будет расходоваться именно на спорт. В том числе на детско-юношеский хоккей.А благодаря переходу клуба в прошлом году на абсолютно прозрачные схемы работы сумма эта весьма значительна. В планах помощь вратарской школе Николая Пучкова.
Кстати
Это молот, это серп…
– При выборе логотипа мы старались сохранить преемственность и, мне кажется, это удалось сделать. Но в то же время стремились придать новый импульс, возможно, больше агрессивности. Что касается серпа с молотом на эмблеме, то это вопрос исторический. Знаю, что в наше время такая символика может вызвать вопросы. Но, во-первых, коммунистическая партия монополии на серп и молот никогда не имела и не имеет. Во-вторых, армейская звезда всегда была с серпом и молотом. Поскольку мы подчеркиваем традиционную связь со СКА, у совета директоров было единогласное мнение, что звезда, серп и молот должны вернуться. Что касается дизайна, то его разрабатывали конкурирующие профильные фирмы, и для выбора мы располагали более чем пятьюдесятью вариантами. Ясно, что все новое вызывает критику. Но мне кажется, что логотип современный, динамичный. Люди привыкнут и полюбят его.