27 февраля на американском горнолыжном курорте Скво Валлей состоится очередной этап Мирового фрирайд-тура 2010 (Freeride World Tour) – одного из самых зрелищных и, пожалуй, самых удивительных соревнований на планете. Удивительных – потому, что все участники являются прежде всего единомышленниками, а не конкурентами. Их спортивный интерес не просто в набранных баллах и призовых чеках (а призовой фонд составляет $206 000) – дело прежде всего в образе жизни, и в том, чтобы в компании других отчаянных лыжников и сноубордистов провести незабываемый сезон в самых лучших горах земного шара.
Мировой фрирайд-тур был придуман в 2007 году – тогда участвовать в нем пригласили признанных кумиров внетрассового катания, каждого из которых можно назвать первопроходцем. Одним из таких пионеров стал райдер из Терскола Геннадий Хрячков, который любит повторять: «Мы раньше и не знали, что это называется фрирайд – просто катались вне трасс». Внетрассовый опыт, приобретенный на Кавказе принес Хрячкову третье место на российском этапе соревнований – в январе 2010 года русский атлет впервые взошел на пьедестал самого престижного соревнования по фрирайду в мире. Это тем более почетно, что отмененные по погодным условиям заезды Nissan Russian Adventure by Swatch из Красной Поляны перенесли во французский Шамони – то есть «российский» этап Геннадий выиграл не на знакомых кавказских склонах, а в европейской столице фрирайда, где сезонами тренируются такие именитые райдеры как, например, Кай Закриссон.
Кстати, в обоих этапах Мирового фрирайд-тура в Шамони (Nissan Freeride de Shamonix – второй этап тура, который проходил по плану и перенесенный из России Nissan Russian Adventure by Swatch) принял участие еще один российский спортсмен – лыжник Егор Сорокин из Красной Поляны, который по результатам этого сезона входит в двадцатку сильнейших лыжников мира. Тут нужно уточнить: лыжников-фрирайдеров.
Дело в том, что фрирайд – это в какой-то степени анти-спортивная дисциплина. Задача атлета – переходить границы, не вписываться в рамки, отрицать законы: некоторым удается, кажется, даже игнорировать гравитацию. (Поглядите, например, как делает свой фирменный бэкфлип (сальто назад) легендарный Себ Мишо). Каждый раз фрирайдер остается один на один с горой, со снегом – у него есть точка старта и точка финиша (время спуска может варьироваться в зависимости от его условий), чтобы показать, на что он способен. Конечно, спортсмены заранее осматривают склон, по которому им предстоит ехать – выбирают траекторию спуска, оценивают рельеф. Но, во-первых, сверху склон выглядит совсем иначе, чем снизу или сбоку. Во-вторых, на скорости 50-60 км/ч не всегда есть время искать заранее примеченный трамплин. В-третьих, отработанные на батуте и на лонже сальто и вращения нужно завершить безупречным приземлением. В-четвертых, постоянно следить за состоянием снега, возможными лавинами, силой ветра и держать в уме еще десятки фактов. В-пятых, линия спуска должна быть красивой, непрерывной и логичной. В-шестых, нужно продемонстрировать полный контроль снарядом. В-седьмых, не терять скорости и обрабатывать с ходу самый каверзный рельеф… И все это ради того, чтобы примчаться на финиш еще до того, как зрители успеют выдохнуть свое «ого!».
Если райдерам на склоне – а спуски выбирают самые крутые – приходится нелегко, то еще труднее оказывается судьям: объективных критериев по сути нет, только собственный опыт. А самый главный показатель – безопасность: поэтому для участие в Мировом фрирайд-туре приглашают только опытных спортсменов, которые годами показывают стабильные результаты. Однако это не значит, что на соревнования можно попасть только по специальному приглашению: действительно, ограниченное количество wild cards выдается райдерам, проживающим или постоянно тренирующимся в месте, где проходит этап FWT (Freeride World Tour). Но, кроме того, ежегодно по всему миру проходят заезды квалификационной серии FWQ (Freeride World Qualifire), на участие в которых может подать заявку любой верящий в себя райдер. По результатам этих соревнований «для начинающих», атлеты, набравшие наибольшее количество очков, могут в следующем сезоне претендовать на участие в Мировом фрирайд-туре - любой талантливый лыжник или сноубордист может присоединиться к элите мирового фрирайда. Основатель Тура Николас Хейл-Вудс обещает, что количество квалификационных этапов будет увеличиться – например, в России их должно быть минимум три.
Пока же в январе 2010 года в Красной Поляне был проведен только один, первый русский этап FWQ – Russian Snowwek 2010, который дал отличную возможность молодым спортсменам заявить о себе. Ведь, если такие взрослые атлеты, как Хрячков или Мишо, начинали, когда фрирайд по сути был еще нелегальным развлечением – то сейчас молодых фрирайдеров с удовольствием спонсируют крупные бренды, позволяя им тренироваться и выступать в лучших горах планеты. Тем более приятно, что такими горами по мнению мирового сообщества профессиональных фрирайдеров, оказался Северный Кавказ.
Хотя в январе этого года штормовой ветер, лавиноопасность и плохая видимость в Красной Поляне не дали организаторам провести соревнования первого этапа Nissan Russian Adventure by Swatch по намеченному плану - Николас Хейл-Вудс с уверенностью заявляет, что в 2011 году FWT обязательно вернется в Сочи.
А нынешней зимой спортсменам-профессионалам осталось всего два этапа: 27 февраля в американском Скво Валей (сюда прямо из Ванкувера приедет золотая финалистка женского бордеркросса Маели Риккер) и 20 марта в легендарном швейцарском Вербье (где будет соревноваться серебряная медалистка Олимпиады 2010 по даунхиллу Джулия Манкусо). Там же, в Вербье, где 15 лет назад на грозном северном склоне горы Бек де Росс впервые были проведены первые соревнования по фрирайду, и определятся лучшие атлеты FWT 2010. У лыжника Егора Сорокина (в двадцатке лучших) и сноубордиста Геннадия Хрячкова (на 4 строчке мирового рейтинга) - весьма неплохие шансы.
Автор текста: Мария Кузьмина, Агентство спортивных коммуникаций 360SCA.
Фотографии предоставлены Агентством спортивных коммуникаций 360SCA.