• Русская классика или выдуманная забава?

    14.03.09 03:32

    Русская классика или выдуманная забава? - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Противостояние двух российских столиц носит исторически несколько ироничный характер, не более.

    Чаще всего проявляется на спортивных аренах, которые в известной мере для того и существуют, чтобы выпустить пар. Испанское эль-классико — «Реал» — «Барселона» — отражение давних противоречий между королевским двором и мятежной провинцией Каталонией. Очные встречи двух выдающихся клубов привлекают внимание всего мира. Поединки «Зенита» со «Спартаком» — пока только всей России.

    Впрочем, следят за «российской футбольной классикой» и в других странах бывшего СССР

    Мнение Сергея Бавли

    Почему именно «Спартак» выбрал футбольный Питер для весьма, скажем так, специфического отношения? Ответ, на мой взгляд, лежит на поверхности. «Спартак» — символ Москвы. О петербургском символе и речи быть не может, у города на Неве одна команда. Но в Москве есть ЦСКА со славной историей, одно название «команда лейтенантов» чего стоит. Есть «Динамо», за поездкой которого в Англию в 1945 году следила, затаив дыхание, вся страна. Было (приходится, увы, говорить в прошедшем времени) «Торпедо» с великими Ворониным и Ивановым. Но все это — ведомственные команды. «Спартак» — иной случай, за него в Москве болеют представители любого ведомства.

    На его матчах нередко можно было увидеть в прежние времена руководителей государства, а Питер — фрондер по натуре, дух противоречия присущ этому городу, основатель которого и выстроил его в пику Москве и ей на зависть. Как ни странно (с советских времен повелось), но на невских берегах именно «Спартак» воспринимали командой сильных мира сего и соответственно к нему относились.

    Поддали жару и журналисты, работавшие в так называемой центральной (федеральной) прессе. «Центральная» в советские времена означала «московская». А журналист — тоже человек, ничто человеческое ему не чуждо. Спортивный журналист — в первую очередь болельщик. И частенько болельщик «Спартака». Рискну предположить, что выражение «народная команда» не прибавило красно-белым почитателей за пределами Москвы. В Петербурге резонно интересуются: а болельщики «Зенита», выходит, не народ? А кто, позвольте спросить? Их число на берегах Невы измеряется миллионами. Поэтому, кстати, питерские болельщики с такой легкостью объединяются с коллегами из других городов. В Ростове, Самаре, Перми (перечень бесконечен, как российские просторы) тоже ведь ЗА СВОИХ болеют, не за «Спартак». В этом суть феномена боления. Народная команда в каждой стране одна — национальная сборная. А для нее два «заклятых соперника», встречающихся в первом туре, подготовили немало мастеров. И это соперничество — украшение чемпионата.

    Мнение Александра Горбунова

    Не стал бы называть «Спартак» символом Москвы. Равно как и командой, за которую болеют представители «любого ведомства». Попробуйте заподозрить поклонников ЦСКА или «Динамо» (а в последние годы и «Локомотива») в симпатиях к «Спартаку» — конфликт неизбежен. У меня, к слову, есть подозрение, что цээсковские и динамовские болельщики радуются, даже когда «Спартак» неудачно выступает в еврокубковых матчах, победа или ничья в которых пополняет общероссийскую очковую копилку.

    Футбольный Питер выбрал «Спартак» для проявлений ненависти вовсе, полагаю, не потому, что определил этот клуб в символы столичного града, а потому лишь, что спартаковцы многие годы не знали себе равных в российских чемпионатах. Сильных же частенько ненавидят, усматривая в их силе основную причину собственной слабости.

    В Ленинграде в советские времена публика яростно поддерживала баскетбольный кондрашинский «Спартак». Интересовавшиеся баскетболом болельщики футбольного «Зенита» — в том числе. Врагом номер один в этом виде спорта для Питера был, несомненно, ЦСКА под руководством Александра Гомельского. Долгие годы «Спартак» никак не мог стать чемпионом страны. Лучший баскетбольный журналист страны Анатолий Пинчук назвал основную причину спартаковских неудач: «Баскетболисты «Спартака» даже тогда, когда они берут минутный перерыв в матчах с ЦСКА, обсуждают не то, как им играть дальше, а яростно спорят на тему: почему, если революция произошла в Петрограде, столицей является Москва?».

    И репортеры московские, уверен, далеко не все с красно-белыми ушами. Просто у тех из них, кто не скрывает приверженности к «Спартаку», коэффициент оголтелости, основанной на слепом поклонении, заметно выше, чем у коллег, переживающих за другие клубы.

    Что же до определения «народная», то острословы могут придумать какой угодно эпитет. На Ленинградском проспекте в Москве, например, напротив гостиницы «Советская» была шашлычная (с недурной, кстати говоря, кухней). Она была названа «антисоветской», что вовсе не делало заведение помещением для собраний диссидентов.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»