(Фото: ФК «Зенит»)
Что позволило семнадцатилетнему Джамалдину Ходжаниязову заставить Спаллетти обратить на себя внимание? Кто из воспитанников Академии в ближайшее время сможет повторить его путь? Как проявил себя Владислав Радимов в роли главного тренера и о чем говорит низкое место в таблице молодежного состава? Об этом и многом другом рассказал глава зенитовской Академии корреспонденту «Спорта День за Днем». Хотя начать разговор пришлось с кадрового изменения: накануне традиционного визита вашего корреспондента на знаковую для питерского футбола улицу Верности стало известно, что клуб прекращает сотрудничество с Василием Костровским, детским тренером Игоря Денисова и Владимира Быстрова. С момента создания Академии он был ее директором.
Заблуждения Черышева
— Кто будет новым директором Академии?
— Это станет известно, когда генеральный директор вернется из Катара («Зенит» сейчас там проходит сбор. — «Спорт День за Днем»). Мы встретимся с Максимом Львовичем и обсудим вопрос.
— Вы в курсе сообщений, что тренером молодежного состава Дмитрием Черышевым интересуются клубы премьер-лиги?
— В футболе каждый день появляется много слухов. Но я ничего об этом не знаю. Сам Черышев в личном разговоре тоже не говорил мне, что у него появились какие-то варианты. Как и агент Дмитрия Денис Лахтер.
— Результаты молодежной команды вызывают большое беспокойство у болельщиков. Как вы оцениваете работу Черышева за полгода, которые он возглавляет «Зенит»-м?
— Я знал, что этот вопрос будет задан. Поэтому взял с собой книгу с цифрами. Они наглядно показывают, как изменилась наша «молодежка» за последние годы. Сегодня ее средний возраст — 17,8 года. А три года назад он был 19,3. Как сейчас, кстати, в «Зените-2». Уверен, что, выступай сейчас за «молодежку» девятнадцатилетние ребята, команда бы находилась наверху таблицы. Второе. Многие люди, в том числе в клубе и Академии, должны учитывать, что у Черышева свой подход к работе, а период подготовки к сезону оказался очень коротким. При этом на знакомство с возможностями футболистов ему понадобилось около трех месяцев. Поэтому некоторые неудачные результаты вполне объяснимы. Следующий момент, наверное, в большей степени для любителей футбола. Кроме «Зенита», есть еще несколько клубов, представленных в молодежном первенстве семнадцатилетними ребятами. У многих других составы в среднем старше на два года. А в таком возрасте это значительная разница. Пока РФС не примет решение о первенстве страны среди игроков до девятнадцати лет, оценивать со стороны, как они смотрятся на фоне друг друга и прогрессируют, будет очень трудно. Впрочем, игроки нашего молодежного состава и в этой ситуации получили весьма полезный опыт. Например, Кубышкин, Осипов, Долгов, Шейдаев и Рудаков подготовку к следующему сезону начнут в составе «Зенита-2». А возвращаясь к турнирному положению молодежного состава, думаю, наше место — в середине таблицы. Если объективно оценить силы и возможности всех команд.
— Черышеву пришлось сложнее из-за того, что раньше с молодыми футболистами он работал только в Испании?
— Этот вопрос корректнее задать самому Дмитрию. Но я свое мнение выскажу. Да, поначалу тот опыт влиял на его работу. Черышев сравнивал уровень наших молодых игроков с теми, кого тренировал и видел в Испании. В том числе в системе «Реала» и «Барселоны». Поэтому он думал, что можно легко найти футболистов лучше, чем у нас есть. Пришлось показать ему результаты турниров МРО «Северо-Запад» и первенства России среди юношей. Там команды Академии постоянно в призерах, это говорит о том, что наши ребята ни в чем не уступают сверстникам из других клубов — «Спартака», ЦСКА, «Динамо», «Локомотива». Четыре года назад, когда Академия только начинала работать, ситуация была другой. Но сегодня наши воспитанники — одни из лучших в стране в своем возрасте. И наша задача не думать о том, что достаточно кого-то привезти и он сразу же сделает огромный скачок, а помочь выйти на более высокий уровень своим ребятам. Все это я объяснял и Черышеву.
Что для нас Кубок Содружества
— А если посмотреть на его европейский опыт с другой стороны — помог он футболистам быстрее воспринимать требования современного футбола, по-другому смотреть на важность каких-то вещей?
— Я чего-то нового или такого, чего нам раньше недоставало, не увидел. А вот как сказывается испанский опыт Черышева на его подопечных, помогает ли он им, надо спрашивать у футболистов.
— Несколько футболистов Академии выступят на Кубке Содружества за сборную Санкт-Петербурга, об участии которой в турнире стало известно полторы недели назад. Такой опыт сейчас полезен для ваших игроков или в межсезонье им лучше готовиться с привычными партнерами?
— Думаю, нашим футболистам всегда полезно участвовать в таких турнирах. Из-за того что мы узнали об участии сборной Санкт-Петербурга в Кубке Содружества только неделю назад, нам не удалось отменить сбор для команды «Зенит-2» в Турции, но мы хотели помочь городу и делегировали целую группу футболистов для участия в турнире. Конечно, было бы лучше знать об этом заранее, тогда бы мы смогли собрать всех лучших, провести хорошую подготовку к турниру и, я уверен, достойно выступить.
— Перейдем к «Зениту-2», проводящему дебютный сезон после создания. Насколько адаптация подопечных Радимова в профессиональном футболе соответствует тому, что вы ожидали?
— Полностью. Для меня было очевидно, что первые три месяца во втором дивизионе станут для нашей молодежи трудными. Но когда этот период остался позади, стало заметно, что ребята сделали шаг из юношеского футбола во взрослый. Они на глазах мужают, взрослеют, прибавляют в мастерстве.
— Летом вы говорили, что одна из ваших задач этого сезона — понять, сможет ли «Зенит-2» в этом составе бороться за выход в ФНЛ…
— Задача туда попасть будет поставлена перед командой в следующем сезоне. И, по моему мнению, в целом этот состав способен ее решить, но с помощью нескольких опытных игроков. Думаю, Влад Радимов согласен. Максимум трех таких мы добавим в «Зенит-2».
— Это будут питерские футболисты?
— Я хоть и не из Питера, но приложу все усилия, чтобы к нам пришли игроки, которые или сейчас выступают в родном городе, или по каким-то причинам уехали отсюда. Это не самоцель, но для меня приоритетная задача — пополнить команду воспитанниками местного футбола. Кто бы ни был главным тренером «Зенита» и руководителем Академии, важно иметь в команде как можно больше своих. Почему? Я отвечаю так: у них ДНК питерская.
— Как это проявляется в тренировках и матчах?
— Приведу пример. Мальчишка из любого филиала нашей Академии с семи лет чувствует принадлежность к чему-то большому, ощущает себя частью клуба — у него сумка с эмблемой «Зенита», в форме «Зенита» он тренируется. За годы занятий он проникается традициями и ценностями клуба и становится продолжением бесконечного. В сложной ситуации такой человек сделает чуть больше, потому что он будет биться за свое, родное. Это касается не только футбола и спорта, но и жизни. В борьбе за свое люди всегда готовы сделать на шаг больше, чем за чужое. «Зенит» в городе боготворят, и когда, например, после неудачного матча питерский игрок идет за хлебом или приезжает ремонтировать машину, у него могут спросить: «Как же так, что случилось?». Это формирует особенную ответственность. У приезжих футболистов такого отношения все-таки нет. Как, впрочем, и столь внимательного отношения к ним самим. Но подчеркну: для нас не самоцель формировать команду только из местных игроков. Просто когда мы сравниваем футболистов и видим, что уровень мастерства у них одинаков, предпочтение отдаем питерскому.
Отличие от итальянцев и греков
— Вернемся к «Зениту-2». Опытные новички будут ограничены возрастным лимитом?
— Нет. Исходить будем из того, может ли футболист помочь нам выйти в ФНЛ.
— Возможно ли приглашение игроков из других питерских команд — «Динамо» или «Руси»?
— Да. Если мы увидим там игроков, которые нас устроят, а им окажется интересно выступать за «Зенит-2», допускаю, что пригласим их.
— В какой-то форме Академия сотрудничает с этими клубами?
— Правильнее сказать, контактирует. Например, на днях мы сказали нашим воспитанникам 1996 года рождения Никите Танкову, Сергею Бухарову, Кириллу Виноградову, Евгению Дорошенко, Алексею Тарасову и Максиму Иванову, что «Зенит» не будет продлевать с ними отношения. И сразу оповестили об этом другие питерские клубы. В свою очередь, в нашей базе данных есть информация обо всех игроках, выступающих у них. А Влад Радимов знает вообще всех питерских футболистов. Если же понадобится дополнительная информация, то его связи позволят получить ее в исчерпывающем виде.
— Вы сказали, что игрокам «Зенита» понадобилось время по ходу чемпионата для перехода во взрослый футбол. Как выглядит юношеский футбол в конкретных моментах?
— Для примера достаточно вспомнить матчи команды в начале чемпионата. Мы часто пропускали в самых концовках, упуская победы и даже ничьи. Только на этом потеряли семь-восемь очков. Почему это происходило? Отчасти из-за того, что еще до конца не сформирован навык действовать с максимальной концентрацией в каждом эпизоде, до финального свистка. Но есть и другая важная причина. Назову ее юношеским максимализмом. Как это проявляется на поле? Например, матч при ничейном счете подходит к концу. Одолеваемые желанием выиграть, ребята идут вперед, излишне рискуют, что приводит к голам в свои ворота. Желание добиться максимального результата можно приветствовать, но опытный футболист действует в таких ситуациях по-другому. Например, ничья — это уже очко, и он будет его сохранять, предпочитая надежные и простые действия рискованным. Такое мышление и отличает взрослого футболиста от юного. Замечу, что греческие, итальянские и испанские юноши уже в 18–19 лет играют прагматично.
Приоритет — выход в ФНЛ
— Выступления «Зенита-2» убедили вас, что работа с молодежью — это для Радимова?
— Да. Влад — человек, знающий о футболе все. Что надо изменить, кому подсказать, на что обратить внимание — для него здесь нет секретов. Но очень важно, что Радимов проявил способность сохранять верность выбранному курсу. А это не всегда легко, особенно, когда команда проигрывает и вообще попадает в сложный период. В таких ситуациях у тренера появляется много советчиков, которые могут сбить с правильного пути.
— Какие моменты особенно показательны?
— Их по ходу сезона было несколько. Одно время некоторые игроки «Зенита-2» не могли показать своих лучших качеств, порой у них вообще мало что получалось. На команде это тоже сказывалось. Но Влад вселял в них уверенность, продолжал требовать именно того, в чем они сильны. И все наладилось! Еще один показательный момент случился после поражения со счетом 1:5. Радимов ведь по своей натуре победитель, он терпеть не может проигрывать. И тогда был зол на всех и вся. Но даже в той ситуации защищал футболистов от нападок, поддерживал и оберегал их. Я очень ценю это в нем. Но Владу, конечно, еще надо многому научиться, чтобы стать разносторонне подготовленным тренером.
— Изначально вы планировали проводить ротацию между молодежным составом и «Зенитом-2». Намерены и дальше придерживаться этого принципа?
— Сильнейшие игроки будут выступать за «Зенит-2», в этом плане ему отдан приоритет. Но иногда будем смотреть по ситуации. Молодежный состав возобновляет чемпионат в начале марта, а «Зенит-2» только в середине апреля. Поэтому скорее всего Долгов, Гасилин, Шейдаев и, возможно, кто-то еще будут сначала выступать за команду Черышева, а потом вернутся к Радимову. Замечу, что в следующем сезоне мы будем ждать большего от их команд. И в плане прогресса футболистов, и в плане результата.
— Академия с большим запасом побеждает в чемпионате города, но отсутствие высокой конкуренции на юношеском уровне пагубно сказывается при переходе в профессиональный футбол. Почему вы не играете против других школ более младшими возрастами?
— Мы бы с удовольствием это сделали. Если бы регламент чемпионата города позволял задействовать в одном туре игроков за команды разного возраста. Так принято во многих юношеских лигах — Германии, Голландии, Испании, но почему-то запрещено у нас. Я уже три года обращаюсь в федерацию города с предложением внести изменения, но все остается по-прежнему. А по поводу превосходства Академии над другими школами Питера у меня был разговор и с руководителем «Зенита». Я наши результаты объяснил в первую очередь тем, что мы свою работу выполняем хорошо. А другие почему-то отстают. Посмотрите на наш комплекс! Здесь есть все для подготовки футболистов — много полей, в том числе натуральное, манеж, раздевалки, медицинский центр, залы для теоретических занятий. Должно быть стыдно, что во всем Питере такой комплекс единственный.
— Вернемся к воспитанникам Академии. Летом с первой командой «Зенита» готовились Зуев, Ходжаниязов, Могилевец, Гасилин. Почему сейчас под руководством Спаллетти работает лишь Ходжаниязов?
— Дело в том, что «Зенит» прекрасно укомплектован. В распоряжении главного тренера двадцать четыре футболиста, среди которых опытные мастера. Иметь больше просто нет необходимости.
— В российском футболе большая редкость, чтобы защитник выступал на высшем уровне в семнадцать лет. Какие качества Ходжаниязова позволили ему это сделать?
— У Джамалдина есть все, чтобы выступать на высоком уровне. Например, в команде-середняке чемпионата Голландии он играл бы постоянно. И, кстати, из пяти матчей за «Зенит» у него не было ни одного плохого. Его выделяет разносторонняя подготовленность — Ходжаниязов быстр, по-хорошему зол, спокоен, когда владеет мячом. Последнее качество редко встречается в его возрасте. Он вообще выглядит не как семнадцатилетний новичок, а как взрослый опытный футболист. В том числе поэтому мы в Академии расстроились из-за того, что Джамалдин не закрепился в «Зените». Но ради справедливости надо отметить задачи, которые решает команда. Когда ты каждый год борешься за первое место в чемпионате и выход в плей-офф Лиги чемпионов, очень сложно сделать ставку на молодого. Тем более когда имеешь много футболистов высокого уровня.
Что делать Бабурину
— От кого еще из воспитанников Академии вы ждете прогресса в ближайшее время?
— Алексей Гасилин прогрессировал столь же быстро, как и Ходжаниязов. Это было видно на юношеском чемпионате Европы, который сборная России выиграла. Но потом Гасилину помешала травма. Надеюсь, теперь он снова будет расти, как и до нее. Надо сказать и про Евсеева. После дебюта за «Зенит» у него наступил спад, а теперь он снова обращает на себя внимание. Вообще у нас достаточно талантливых футболистов, надо понимать: мы их готовим до определенного уровня. А когда они переходят в основную команду, начинается совсем другой этап. Развитие игрока должно продолжаться, но мы на это уже влиять не можем.
— Что думаете о статусе Егора Бабурина? Постоянные тренировки с основным составом при минимальных шансах выйти на поле — нормальная ситуация для него?
— Сейчас или в течение следующего сезона, думаю, да. Но каждый период Егор должен заканчивать вопросом самому себе: «Сколько у меня за спиной официальных матчей?». Если «Зенит-2» выйдет в ФНЛ, а у него не будет практики в первой команде, то, на мой взгляд, хорошим вариантом станет использование Бабурина в матчах ФНЛ.
— В вашей Академии учат не только футболу, но и английскому языку и цивилизованному общению с журналистами. И это заметно, когда воспитанники Академии начинают играть за «Зенит». Поэтому вопрос на примере того же Бабурина: что делать, когда вскоре после дебюта за первую команду молодежь начинает демонстрировать худшие образцы поведения с общественностью?
— Надо учитывать, что в главной команде молодые ребята начинают регулярно общаться со старшими партнерами. Многие из которых попадали в неприятные ситуации после общения с журналистами. Ведь слово известного игрока очень весомо — оно быстро разлетается по медиапространству, способно вызвать большой резонанс, на что-то повлиять, что-то изменить. Наверняка бывалые игроки делятся опытом с младшими товарищами. Ведь когда вы с ними разговариваете, возникает типичная ситуация: о себе самом они рассказывают охотно и раскрепощенно, а как начинаются вопросы о партнерах, тренере или игре команды, смущаются и могут закрыться. Они просто еще не решаются брать на себя ответственность публично рассуждать на такие темы. Поэтому здесь надо просто подождать, пока ребята приобретут опыт, который им позволит не обижать журналистов и при этом не делать хуже себе.