В весеннюю часть еврокубков пробились сразу две российские команды, выстроившие в связи с этим обстоятельством подготовку не только к встречам с соперниками по Лиге чемпионов (ЦСКА) и Лиге Европы («Рубин»), но и вообще к сезону. Вернее, к первой его части, которая завершится, как известно, в середине мая, когда начнется длительный перерыв, вызванный чемпионатом мира.
Фактически российские команды (за исключением представителей в Европе) готовятся сейчас — на протяжении двух месяцев — всего лишь к двум месяцам напряженной турнирной борьбы. Такого на континенте нигде нет. Длительный зимний отпуск (у спартаковцев он продолжался 45 дней), заметная пауза в летний период. И это — при наличии только 16 команд в премьер-лиге (не выступаю за расширение до 18, 16-то, как выясняется, с трудом платежеспособных набирается, просто — констатирую). Не самые, надо сказать, сложные условия, если сравнивать с тем, что происходит в Англии, Испании, Италии, Франции и Германии.
Без Домингеса
Казанский клуб, дважды подряд выигравший чемпионат России, и отлично, на мой взгляд, дебютировавший в групповом турнире Лиги чемпионов (соперники-то какие были — «Барса», «Интер», киевское «Динамо»!), начинает подход за первым призом Лиги Европы без ведущего своего футболиста, лучшего игрока России 2009 года Домингеса. Семак, комментируя переезд аргентинца в «Валенсию», заметил, что уход игрока, способного в одиночку решить исход матча, причем, не только простого, но и матча против исключительно серьезного соперника, «не пройдет незаметно». «Рубину» в связи с этим трансфером непременно предстоит что-то менять в игре. Заменить Домингеса невозможно: игроков его уровня в Казани не было в прошлом году, нет и сейчас. Равноценная замена не приобретена. Попытка же поставить на место Домингеса другого футболиста (из имеющихся в наличии) и требовать от него такой же игры (такого же диапазона действий, такой же техники, таких же ярких индивидуальных ходов и такого же вклада в командный футбол) всегда окажется бессмысленной.
Кадровые заботы
У «Рубина», активно занимающегося селекционными вопросами на рынках всех континентов, но по состоянию на середину февраля никого не купившего, перед Лигой Европы возникли, такое ощущение, серьезные кадровые проблемы. В Казани было объявлено, что команде непременно требуются (впору объявление по футбольному миру размещать): вратарь (Рыжиков после травмы, молдавский голкипер Чебану, приехавший из польского клуба, неопытен); центральный защитник (о таком приобретении заставляет во весь голос говорить травма Шаронова); крайний защитник (агрессивный в атаке и надежный в обороне); два нападающих (по Текке вроде бы договорились, но на еврокубок его не заявить; а вдруг еще один перемещенный из «Зенита» футболист, как в прошлом году Домингес, «выстрелит»? Но одного дополнительного форварда — мало, нужен еще один, более квалифицированный, нежели так и не показавшийся в арендных условиях Адамов).
Если пройтись по проблемным позициям «Рубина», то возникают следующие вопросы. Сумеет ли, к примеру, Чебану с ходу заменить Рыжикова, игравшего заметную роль в организации системной игры в обороне? Как скоро могут вписаться в необходимую синхронность оборонительных действий, требующую длительных тренировочных занятий, новые центральный и крайний защитники? Готовы ли к конкурентной борьбе Текке и его безымянный пока напарник по атакующей линии?
Все новички (за исключением уже заявленного в Лигу Европы Чебану), если они появятся, будут играть за «Рубин» в чемпионате. Пока же, перед «Хапоэлем», кадровая картинка выглядит таким образом. В центре обороны стопроцентное место только у Наваса. Рядом с ним могут сыграть Орехов, Попов и Салуквадзе. На флангах выбирать Курбану Бердыеву придется из Калешина и Баляйкина (справа) и Ансальди и Квирквелия (слева). Линии полузащиты, если сравнивать ее нынешний состав с прошлогодним, изменения, можно сказать, не коснулись. Система, чаще всего практикуемая «Рубином» (4+2+3+1), предполагает наличие в ней двух опорных полузащитников (с привычным делением их на способного регулярно участвовать в атакующих действиях и на нацеленного на оборону), трех игроков, располагающихся под нападающим, и форварда.
Калька с «Челси»
Не стоит, понятно, сравнивать квалификацию и потенциал исполнителей, но организация игры «Рубина» в середине поля и в атаке похожа на то, что делает «Челси».
Существуют, впрочем, характерные нюансы, позволяющие говорить о большей гибкости «Челси» при решении тактических вопросов. У лондонского клуба гораздо подвижнее конструкция из трех полузащитников средины поля (Лэмпард, Микел, Баллак или Эссьен). Говоря о подвижности, имею в виду не скорость индивидуальных или групповых передвижений, а умение в нужный момент занять именно ту позицию, которая в полной мере способствует либо активизации атакующих действий, либо достижению как можно более высокой степени надежности в действиях оборонительных. В матче с «Арсеналом», скажем, Лэмпард и Баллак, исключительно четко и своевременно контролировавшие перемещения соперников на флангах и напрочь закрывшие центральную зону (вместе с Микелом) в непосредственной близости от собственной штрафной, регулярно подключались к скоростным контратакам, оказываясь при этом на позициях фланговых форвардов (Лэмпард, например, справа, а Баллак — слева). Микел, при атаках «Арсенала», в нужный момент автоматически становился еще одним центральным защитником, а Лэмпард и Баллак жестко держали зону в середине (25-30 метров от ворот). Действия тройки во многом способствовали тому, что «Арсенал» со своими юркими и техничными игроками атаки за весь матч отметился полутора моментами, созданными у ворот «Челси». Просто хорошим владением мячом и радующей глаз перепасовкой (только до пограничной линии, начерченной «Челси») матч, как справедливо заметил Баллак, характеризуя игру «Арсенала», выиграть невозможно.
Рубиновская тройка (Сибайя, Нобоа и Семак) действуют более схематично, нежели тройка «Челси» (не сравниваю, оговорюсь еще раз, исполнительский уровень футболистов). Столь же схематично выглядит подобная группа игроков ЦСКА (Алдонин, Шемберас, Хонда; возможны варианты в сочетаниях, в которых участвуют также Мамаев, Рахимич, Дзагоев).
Акцентированная игра Лэмпарда и Баллака, связанная с контролем флангов при атакующих мероприятиях соперника, позволяет Малуда и Анелька, формально входящим в тройку схемы 2+3+1 в роли то ли крайних нападающих, то ли инсайдов и постоянно меняющимся местами, меньше внимания уделять обороне, а сконцентрироваться на возможном начале атаки и ее продолжении. Рязанцев и Карадениз («Рубин») и Гонсалес и Красич (ЦСКА) больше, нежели Малуда и Анелька, скованы необходимостью участия в оборонительных действиях, чем соперники, особенно квалифицированные, с удовольствием пользуются.
Симметричные фланги
У ЦСКА, участвовавшего в полезном, можно предположить, для него турнире в Испании (серия из четырех контрольных матчей), обнаруживаются попытки разнообразить игру в атаке за счет симметричного построения флангов. Прежде (и не только при Жиркове) гораздо активнее выглядел левый фланг. Сейчас Леонид Слуцкий пытается уравновесить вклад обоих флангов в атаку. Слева играют Щенников и Гонсалес. Справа либо А.Березуцкий, либо Набабкин и Красич. У Набабкина, похоже, больше навыков для ведения атакующей игры, нежели у А.Березуцкого, не так уж и давно входившего вместе с братом и Игнашевичем в тройку центральных защитников (при схеме 3+5+2). Но Набабкин, клубный новичок, в меньшей степени, нежели А.Березуцкий, совместим пока с игрой, которую армейцы привыкли демонстрировать в обороне. Сочетания Слуцкий проверял самые разные (Набабкин — В.Березуцкий — Игнашевич — Щенников, Одиа — В.Березуцкий — А.Березуцкий — Набабкин, А.Березуцкий — В.Березуцкий — Игнашевич — Щенников), но одно оставалось неизменным — ставка на симметричность фланговой игры в атаке. Вовсе не исключено, что при дальнейшем развитии событий в этом направлении у Набабкина будет больше шансов закрепиться на позиции правого защитника, нежели у его партнеров.
Нельзя было (во всяком случае, по матчам испанского турнира) не заметить довольно серьезные погрешности в игре ЦСКА в центральной зоне обороны, проявлявшиеся в ситуациях, когда сопернику удавалось создавать относительно мощное давление перед штрафной армейского клуба. Алдонин (Мамаев), Шемберас (Рахимич), Игнашевич, В.Березуцкий терялись при нестандартных ходах соперников и позволяли им выходить на ударную позицию по центру.
Колонка «Расстановка сил» Александра Горбунова из еженедельника «Спорт день за днем» №6 (17-23 февраля 2010 года).