Сегодня за сборную России может дебютировать Роман Нойштедтер — сын советского игрока Петра Нейштетера, футболист, отыгравший восемь лет в одном из лучших европейских чемпионатов (бундеслиге) и отказавшийся от немецкого гражданства в пользу российского. Не история, а просто картинка! А, может, и не картинка, и совсем не привлекательная, если всмотреться повнимательнее? На тему натурализации Нойштедтера дискутируют корреспонденты «Спорта День за Днем».
За Нойштедтера
Мнение Александра Кавокина
Моя двоюродная сестра уже четыре года оформляет российский паспорт. Прочитает про Романа Нойштедтера — позавидует 28-летнему парню: вон как ему быстро состряпали. А все почему? Он — центральный защитник. Моя сестра едва ли сыграет на пару с Игнашевичем. Для Нойштедтера это не проблема. Если попросят, он и «опорником» выйдет. Это ведь еще одна дефицитная позиция в России. Сломался Дзагоев — и все сразу схватились за головы: «Кто будет играть?» Бывший немец Роман, выступавший за амбициозный «Шальке», — как один из вариантов. Играть в отборе он умеет, с первым пасом проблем нет.
В России уже практиковали точечную натурализацию в других видах спорта. Устали от постоянных провалов баскетбольной сборной — позвали разыгрывающим Джона-Роберта Холдена. Кто воротил нос, потом громче всех кричал после «золотого» броска американца на Евробаскете-2007. Или вот приглашение шорт-трекиста Виктора Ана. Да, от его титулов слепило глаза, но ведь взяли корейца с травмой. Вылечили, позволили ему сгонять на Игры в Сочи, а там уж 29-летний Ан отблагодарил новую родину по полной.
Нойштедтера, к счастью, пока травмы обходят стороной. Здесь напрашивается другая параллель. Роман тоже уже не мальчик. Евро-2016 станет первым крупным турниром в жизни. Не разочарует Слуцкого — сыграет и на домашнем чемпионате мира. И пусть потом кусают локти в Германии (что едва ли), на Украине и в Казахстане, что не подсуетились вовремя с паспортом.
В начале 90-х Россия перехватила у Украины Виктора Онопко, Юрия Никифорова и Сергея Юрана. Почему сейчас надо стесняться приглашения Нойштедтера? Тем более что он прекрасно говорит по-русски. Мама — русская, бабушка и дедушка, жившие в Киргизии, тоже изъяснялись на великом и могучем. Проблем с адаптацией в сборной быть не должно. Если Нойштедтер станет игроком «Зенита», ему будет еще проще. Питерская «банда» в сборной набирает силу: Лодыгин, Шатов, Смольников, Дзюба, Кокорин, может вернуться Жирков, а вот армейцы потихоньку сдают. Не вечно же будут играть Березуцкий с Игнашевичем? Последний вообще едет на Евро-2016 при истекающем контракте с ЦСКА.
Перспективы Нойштедтера — гораздо более радужные. Раз ему так быстро оформили паспорт, значит, он действительно нужен Слуцкому. И вовсе не «пассажиром». Иначе во Францию повезли бы кого-то из молодых. Если за приглашением Нойштедтера в сборную стоит «Зенит», остро нуждающийся в защитнике с «правильным» паспортом, за Романа тоже можно порадоваться. Уезжать из бундеслиги, конечно, обидно, зато можно продолжить семейное дело. Петр Нейштетер, отец Романа, в середине 80-х годов так и не провел ни одного официального матча за «Зенит». Его сын может принести гораздо большую пользу Петербургу. Но сначала сборная. Роман, пора отрабатывать паспорт!
Против Нойштедтера
Мнение Руслана Семенеева
В марте за сборную России дебютировал первый натурализованный игрок из дальнего зарубежья — бразильский вратарь «Локомотива» Гильерме. Это была действительно красивая история. Гильерме в «Локомотив» привез в 2007 году бывший вратарь «железнодорожников» Руслан Нигматуллин, который в 1999–2001 годах был для «Локо» и сборной России ангелом-хранителем, выдавал серию в 939 «сухих» минут и получал 10 баллов от «СЭ» за матч с «Тиролем». Гильерме первым делом в России получил травму и выбыл на год, а когда восстановился — получил еще одну травму и выбыл еще на год. Нигматуллин рисковал репутацией («привез черт-те кого!»), но в 2009 году в бразильца поверил Юрий Семин — и «Локо» получил вратаря на годы.
Гильерме не производит впечатления вратаря, «поцелованного Богом», каким был сам Нигматуллин, порой в его ворота залетают «бабочки», но в «Локо» за эти годы менялись тренер за тренером и почему-то ни Славену Биличу, ни Леониду Кучуку, ни Миодрагу Божовичу, ни Игорю Черевченко в голову не приходило сомневаться в первом номере. Гиля, как называют его в команде, стал своим как минимум для одноклубников, выучил русский, получил паспорт РФ на общих основаниях едет во Францию как один из трех лучших вратарей, обладающих правом играть за сборную России. История его попадания в национальную команду — история про футбол. Если таким же образом в сборную России попадут давно осевшие здесь Маурисио (он тоже бодро говорит по-русски) или Марио Фернандес — это тоже будет история про футбол.
Теперь вы понимаете, почему так затянулась прелюдия. Роман Нойштедтер в сборной России — история не про футбол. Это история про то, как Виталию Мутко хочется быть лицом успеха сборной России. Сначала министр занимался трудоустройством капитана национальной команды, теперь взялся находить для нее игроков «в Европах», а ведь Леонид Слуцкий, пока дело не дошло до натурализации, ни в одном из интервью даже не заикался о Нойштедтере — хотя наверняка заикнулся бы в условиях жизненной необходимости. Кто же приехал на сбор в Швейцарию к Слуцкому и его 22 любимым парням? Человек, который никогда не жил в России и несколько лет назад рвался играть за сборную Украины. Футболист, из-под которого после перевода из опорной зоны в центр обороны соперники «Шальке» по бундеслиге забивали весь сезон только так!
История помнит, как талантливый футболист Алексей Еременко-младший, уже заигранный за сборную Финляндии, подавал надежды в Европе, но после перехода из итальянского «Лечче» в раменский «Сатурн» загубил себя в России. С Нойштедтером вполне может произойти то же самое, но тогда чудесным образом министр спорта и президент РФС будет ни при чем — это же Слуцкому вдруг потребовался «немец» в сборную.
В тему
Самые неожиданные попадания в сборную России на чемпионатах Европы
Евро-1996 — Дмитрий Хохлов (ЦСКА)
Почему взяли? Александр Тарханов в то время не только «рулил» ЦСКА, но и помогал Олегу Романцеву в сборной России. Говорят, что именно Александр Федорович пропихнул Хохлова на Евро-1996, чтобы засветить перед возможной продажей. Через полгода Хохлов ушел вслед за Тархановым в «Торпедо», а в январе 1998-го был продан в «Реал Сосьедад».
Чем запомнился? Сыграл в двух матчах. Против Германии (0:3) неожиданно вышел в стартовом составе, но был заменен на 66-й минуте, еще при счете 0:0. С Чехией 20-летний полузащитник отыграл уже от звонка до звонка, а наши достойно покинули Евро — 3:3 с его будущим финалистом.
Евро-2004 — Александр Мостовой (без клуба*)
Почему взяли? Мостовой присоединился к сборной только в конце «отбора». Георгий Ярцев еще сомневался, брать ли в Португалию 35-летнего полузащитника. Может, лучше Аршавина или Панова? Но поехал Мостовой — опытный игрок и неформальный лидер сборной.
Чем запомнился? После поражения в первом же матче от Испании (0:1) Мостовой был отчислен из команды. «Это не отчисление, а освобождение, — поправил Ярцев. — То, что сделал Мостовой, расцениваю не иначе как плевок в сторону команды». «Плевком» стало интервью испанской газете Marca, где Мостовой признался, что не верит в выход сборной России из группы.
Евро-2008 — Сергей Семак («Рубин»)
Почему взяли? Даже сам Семак признался, что для него возвращение в сборную стало полной неожиданностью. Все-таки он не сыграл ни одной минуты в отборе на Евро-2008. Но Хиддинк рассудил иначе. Не только вызвал 32-летнего Семака, но и сделал его капитаном.
Чем запомнился? Сборная России закончила Евро-2008 в полуфинале, а Семак попал в символическую сборную турнира.
Евро-2012 — Марат Измайлов («Спортинг», Португалия)
Почему взяли? Последний раз Измайлова вызывали в сборную 7 октября 2006 года на игру с Израилем, но перед Евро-2012 Дик Адвокат неожиданно вспомнил про него. Видимо, сказалось удачное выступление за «Спортинг», дошедший до четвертьфинала Лиги Европы.
Чем запомнился? «Мне Адвокат не понравился ни как человек, ни как тренер», — заявил Измайлов после чемпионата Европы. За весь турнир «маленький генерал» дал ему всего 19 минут — 10 против Польши (1:1) и девять с Грецией (0:1).
* Перед Евро-2004 у Мостового закончился контракт с «Сельтой».