Шесть мячей у лучшего бомбардира чемпионата накануне последнего тура первого круга. Клубные антирекорды ЦСКА и «Локомотива». Непонятные и нестабильные «Зенит» со «Спартаком». Заигравшая, а потом столь же стремительно сдавшая молодежь…
Секрет Романцева
Смотришь на все это и думаешь: неужели наша премьер-лига как зрелище сегодня действительно дотягивает до тех $100 млн, в которые ее оценили зимой? А если нет – то почему? Ведь была же в последние несколько сезонов отчетливая динамика роста чемпионата, даже с учетом того, что он еще не дотягивал до первой пятерки Старого Света, как бы нас ни пытались уверить в обратном. Таблица коэффициентов УЕФА – штука беспристрастная и красноречивая. Если Россия – 9-я или 8-я в Европе, значит, так оно и есть, несмотря на все наши амбиции и замашки.
Кто виноват? Что делать? Эти набившие оскомину вопросы – настолько риторические для нашего футбола, что в сотый раз задаваться ими совершенно не хочется. Ну кто, к слову, может быть виноват в том, что у игроков ЦСКА пропало желание побеждать – точно выветрилась из семейных отношений былая страсть на шестом году брака? Или в том, что вдруг расхотел играть Моцарт? Весь уклад нашей жизни подталкивает людей к аморфности, конформизму. Так почему ж тогда футболу существовать по каким-то своим законам? Никто лучше Чехова про это не писал – про то, как человека «перемалывает» отечественная действительность. И не потому ли так долго продержался на вершине Романцев, обожающий Антона Павловича?
И это $100 млн?
Чемпионат-2007 – по крайней мере его первый круг – обнаружил дефицит звезд. В зимнее межсезонье к нам так никто и не поехал, а те, кто солировал в прошлом, либо резко сдали, либо травмированы.
ЦСКА потерял Акинфеева, который сам признается, что ему была необходима пауза. Находясь на лечении, вратарь смог наконец посмотреть на российский футбол отстраненно, без эмоций – и поразился, насколько медленно у нас играют. Не исключено, новые впечатления повлияют на решение армейца – уезжать ли ему за границу.
Нет Акинфеева, нет Карвалью, нет Дуду. Теперь не будет и Вагнера с Жо. Пять звезд первой величины, которыми реально интересуются солидные клубы. И это только одна команда.
«Спартак» – без Моцарта. «Зенит» – без Домингеса, Аршавина и Анюкова. Капитан и бывший вице-капитан сборной, правда, ожили в двух последних матчах. Но 2 игры из 14 – слишком скромный показатель.
«Локомотив» – без Лоськова и Сычева. «Москва» – без Бракамонте. «Сатурн» – без Еременко, Вукчевича, Чеснаускиса.
Хорошо еще, что есть старая гвардия. Хохлов, Семшов, Радимов, Семак. Тихонов с Титовым. А то было бы совсем тоскливо.
Кто-то скажет: переходный период. Обновляется тренерский цех, молодеет. Раскрываются потихонечку молодые игроки, обнадеживая штаб второй по значимости национальной сборной. Судейских скандалов на порядок меньше. Все эти шероховатости должны присутствовать по определению.
Может быть. Но ведь $100 млн – сумма, рекордная для нашего футбола. И раз уж она была уплачена, ждали не просто большего – многого.
А кто-то еще Тимощуку старался напоминать: мол, не стоит хавбек-разрушитель $20 млн.
К Тимощуку, к слову, претензий нет. В отличие от всего остального.
Оптимисты
Но все равно люди по своей природе оптимисты. Хочется надеяться на лучшее, верить в него. Что во втором круге вернутся на поле звезды – реальные игроки, а не просто звонкие имена – и чемпионат сделает шаг к зрелищности. И все мы поймем, что причина всех бед только в этом: в травмах и поиске футболистами самих себя.
Если еще и клубному руководству хватит терпения и понимания ситуации, чтобы не спешить с внеплановыми кадровыми решениями… Иначе нас ждет новый «переходный период». А следовательно, еще один временной отрезок, когда потребуется верить в будущее.
Но если честно, так надоело жить футболом будущего.
Хочется настоящего.