• Реально ли создать фан-зону на Невском и на Дворцовой?

    06.07.12 16:03

    Автор: Спорт день за днём

    После рассказа о Евро в его польской части самое время перейти к Украине, которую мы оставили «на закуску». Не буду оригинальным, если скажу, что нет в мире ближе страны для России — по менталитету, по духу, по родственным корням… Этот список можно продолжать и продолжать. Две недели, проведенные на Украине, еще больше убедили меня в этом. За двадцать лет политикам, что российским, что украинским, не удалось выбить самого главного: человеческих отношений. Поэтому украинский опыт подготовки, организации и проведения чемпионата Европы можно (с определенными оговорками) перенести и на российскую почву в 2018-м.

    Для начала выскажу крамольную мысль. На мой субъективный взгляд, Украина, несмотря на колоссальный пласт предъЕВРОвых проблем, могла бы провести турнир самостоятельно, без польского, при все уважении к этой стране, участия. Не буду вдаваться в экономические нюансы, но Евро без Одессы немного расстроило. Город Утесова и Жванецкого, Карцева и Бабеля обладал практически готовой под турнир такого масштаба инфраструктурой, то же самое можно сказать и про Днепропетровск, который в 2007-м, напомню, был в предварительном списке четырех украинских городов, это уже потом путем различных манипуляций и интриг в окончательный список вошел Харьков. Ну и еще два города под Евро, уверен, отыскали бы. Симферополь например, Полтаву или один из чудных городов на Западной Украине. Единоличное проведение турнира принесло бы больше доходов. Если рассматривать пример Португалии в 2004-м, то именно проведение Евро послужило толчком экономического роста в стране.

    Повторюсь, это мое личное мнение, возможно, несколько эмоциональное, но именно Украина — читай президент Федерации футбола Григорий Суркис — была тем локомотивом, что притащил Евро в Восточную Европу.

    Стадионы

    Один из лучших российских тренеров Юрий Семин, работающий с киевским «Динамо», уверяет, что именно благодаря новым стадионам украинский чемпионат получил импульс по части зрительского интереса. Действительно, четыре стадиона, на которых прошли матчи чемпионата, заслужили твердую пятерку! Плюс все те же Одесса и Днепропетровск. Получается, мест­ная премьер-лига имеет теперь шесть (!) суперсовременных арен!

    В октябре прошлого года заново родился НСК «Олимпийский». Арена действительно классная. Ваш покорный слуга лично убедился в этом, когда побывал на матче Украина — Швеция. Комфорт просматривался для всех: и для болельщиков, и для журналистов. Не было традиционного «пресса» милиции, она просто отсутствовала внутри арены, обошлось и без традиционных для наследия «развитого социализма» давок на входе и выходе.

     

    Кстати, руководители киевского «Динамо» и «Олимпийского» ударили по рукам, подписав пятилетний контракт. Можно сказать, восстановив историческую справедливость. Киевляне вернулись на стадион, где побеждали «Баварию» и московский «Спартак», «Барселону» и «Реал». Во времена чемпионата СССР киевский стотысячник (теперь «Олимпийский» вмещает 70 тысяч) заполнялся под завязку, и не от случая к случаю.

    …Про «Донбасс-Арену», кажется, ничего нового не добавить. Летающая тарелка, стадион класса «элит». Весь Донбасс благодарит Рината Ахметова и идет на футбол как на праздник, в семейные сектора. На самом деле не пытайтесь читать между строк. Для болельщика в Донецке созданы действительно великолепные условия. Впрочем, не покривлю душой, если скажу, что шахтеры и представители других профессий будут поддерживать свою команду как с близлежащих терриконов, так и сидя в комфортабельных оранжево-черных креслах «Донбасс-Арены». Конечно, арена оказалась нефартовой для сборной Украины, но это уже другой вопрос. Мы же говорим на тему «стадионы» исключительно в контексте Евро.

    Весьма показательно, что строительство «Донбасс-Арены», так же как и реконструкция старенького «Металлиста» в Харькове, осуществлялась на средства частных инвесторов. Ни гривны из государственной казны не взяли в Одессе и Днепропетровске. Лишь «Олимпийский» и «Львов-Арена» залезли в бюджет страны. По словам вице-премьера Украины по вопросам Евро Бориса Колесникова, на спортивную составляющую при подготовке к турниру (проще говоря — на строительство стадионов) Украина потратила $800 млн. Это меньше, чем потрачено за пять (!) лет на попытки возведения арены на Крестовском острове! Конечно, масштабы проведения ЧМ и Евро несопоставимые, но лозунг «Экономика должна быть экономной — таково требование времени», прозвучавший тридцать лет назад из уст генсека Леонида Брежнева, иногда можно вспоминать и сегодня…

    Транспорт

    Про дороги и дураков, думаю, нет смысла распространяться. Что в России, что на Украине они никуда не испарились. Что касается непосредственно Евро, то в целом Украина справилась с пассажиропотоком. Хотя определенные «негаразды» случались. Основная нагрузка, разумеется, выпала на аэропорты. Все четыре города получили новые терминалы. Киев — сразу два! Приходилось читать в материалах российских коллег о невероятном столпотворении на паспортном контроле и таможне, но, поверьте, ни в Киеве, ни в Донецке ни разу (!) не столкнулся с подобной проблемой. Более того, для россиян специально под Евро упростили пересечение границы. Предъявил внутренний паспорт — и сразу же оказался на территории Украины. Упрощена была процедура прохождения границы и для граждан остального, не эсэнгэвского мира.

    Донецкий терминал имени Сергея Прокофьева (великий русский композитор родился в Донецкой области) поразил не только европейскими формами, но каким-то внутренним спокойствием. Никто никуда не бежит, не пытается создать ажиотаж. Юные волонтеры на великолепном английском решают все проблемы. Очень все это контрастировало с аэропортом Домодедово в Москве... Впрочем, не будем о грустном. У России впереди шесть лет, и современные аэропорты, в которых нуждается страна и без ЧМ-2018, остается верить, обязательно появятся на свет.

    Оживленную полемику среди украинцев вызвали скоростные экспрессы «Хюндай». Положа руку на сердце, признаем: запущены они были в авральном порядке, поэтому случались накладки. Экспрессы частенько опаздывали, стояли на перегонах. А еще «Укрзалізница» (Украинская железная дорога) составила не совсем удобное расписание. Ночью, то есть сразу после игры, переехать из одного города Евро в другой было невозможно. Такое чувство, что составлявшие расписание экспрессов были в «творческом контакте» с гостиничным бизнесом. Хочешь не хочешь, а хотя бы на одну ночь приходилось оставаться.

    И еще. Признаюсь, очень удивили таксисты в Донецке, которые не пытались «разводить» приезжих. Даже после матчей, когда городской транспорт уже заканчивал работу, никто не заламывал цены, а некоторые машины работали исключительно «по счетчику»!

    Отели

    Самое время поговорить о проживании. Как и в Польше, за несколько месяцев до старта Евро цены на гостиничные услуги взлетели до неприличия. 1500 гривен (6000 тысяч рублей) стоил номер в трехзвездочном отеле в центре Киева и четырехзвездочных апартаментах в столице Донбасса.

    Агент ФИФА Шандор Варга говорил мне: «Ситуация неприятная… Всему виной — элементарная жадность людей, которые занимаются гостиничным бизнесом. В заявках от Украины и Польши, поступивших в УЕФА, были прописаны одни суммы, а на деле выставлялись совсем другие. Это неправильно. Но «бизнесмены» не понимают, что с таким подходом могут и прогореть! Болельщики все равно найдут жилье».

    В принципе, так и получилось. Пути решения проблемы находились элементарно. Шведская армада, наводнившая Киев, поселилась в кемпинге на Трухановом острове. Чувствовали себя потомки викингов превосходно. А когда выяснилось, что пол-литра пива на Крещатике можно покупать за один евро — шведы пребывали в восторге, приговаривая, что если бы у них в стране ячменный напиток отпускался по таким низким ценам, то пила бы желто-синяя нация на порядок больше… Нашли пристанище в Харькове голландцы, а практичные немцы во Львове ночевали прямо на вокзале!

    Подсуетился в этой ситуации частный сектор. Я уж о различных хостелах и общежитиях не говорю, простые украинцы готовы были предоставить свои квартиры болельщикам, продемонстрировав радушие за определенное количество дензнаков. Таким вот образом проживал в Донецке и автор этих строк. В принципе, все понравилось. По крайней мере дешевле, чем в гостинице, да и простое человеческое общение никому не помешает, если вы, конечно, не сноб…

    К слову, принцип частного жилья, уверен, будет задействован и во время ЧМ-2018, особенно в промышленных городах, где выстраивать сети гостиниц невыгодно. Не так давно Григорий Суркис признался, что решение играть два матча на групповой стадии сборной Украины в столице Донбасса связано с отсутствием большого количества отелей для гостей из дальнего зарубежья. Донецк никогда не был туристическим центром. И каким бы образом эксплуатировались отели уже после Евро? Вопрос серьезный. Для Саранска или Екатеринбурга, например.

    Гостеприимство

    В этом аспекте Украина превзошла все ожидания! Такого радушия и гостеприимства европейцы, а многие из них с опаской ехали в незнакомую страну, не встречали нигде!

    Киев, Львов наводнила различная сувенирная продукция. Пожалуй, к самой оригинальной, что довелось увидеть, отнес бы «вышиванки» национальных сборных — участниц Евро. Для тех, кто не знает, украинская «вышиванка» (рубашка) — это празднично украшенная сорочка, с элементами славянской этнической вышивки. Адаптированный под футбольную тематику вариант смотрится интересно и очень колоритно. К чемпионату мира — 2018 россиянам обязательно нужно придумать что-то подобное. Между прочим, «вышиванка» сборной России пользовалась большой популярностью.

    Не меньше поразила толерантность в фан-зонах. Вроде бы и пиво там пили в приличных дозах, и фан-группировки собирались серьезные, но все проходило без проявления агрессии. При этом на украинских аренах за последнее время участились случаи вандализма, Россия все это проходила в конце 1990-х. Однако во время Евро ничего подобного ни на стадионах, ни за их пределами не наблюдалось.

    Центр Киева, на мой взгляд, вообще может служить образцовым примером для организации фан-зон. Крещатик и Майдан Незалежности превратились из ристалища для политических противостояний в место сбора большой футбольной европейской семьи! Честно говоря, закрадывается мысль: а реально ли по примеру Киева организовать фан-зону на Невском проспекте, плавно перетекающую на Дворцовую площадь?

    Посещаемость

    За две недели до старта чемпионата в кассах НСК «Олимпийский» висело напоминание: «Билетов на Евро нет!». Впрочем, существовали варианты. Черный рынок был запущен и работал вплоть до финального матча. Опять же каждый пытался урвать свой (хотя в данном случае «свой» — не совсем подходящая формулировка) кусок.

    — Здравствуйте, вас билеты на Евро не интересуют? — окликнул меня молодой человек.

    — Смотря на какие матчи... — решил я заинтриговать собеседника.

    — Абсолютно на любые, — без тени смущения ответил продавец. — Первая категория — 1500 гривен, вторая — 2000, третья (это самые лучшие места) — 2500. Есть и на четвертьфиналы, и даже на финал. Удовольствие посетить главный матч Евро обойдется вам в полторы тысячи долларов.

    Услышав такой поток информации, решил продолжить игру. Сообщил, что вроде бы и готов «обилетиться», но вот необходимыми суммами не располагаю.

    — Может, позже?..

    — Позже меня может уже здесь не быть. Поэтому запишите мой телефон, — такого поворота событий я, признаться, совершенно не ожидал.

    Записал.

    — Да вы не волнуйтесь, никаких подделок! — продолжал бизнесмен. — Конверт, буклет. Все имеется. У меня эти билеты даже люди Шуфрича покупают (На минуточку, Нестор Шуфрич — министр Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций. — «Спорт»). Я вам даже свои паспортные данные могу оставить. Если кому-то из друзей или знакомых нужны билеты — пусть обращаются.

    — А цены сбиваете? — вошел я в роль покупателя на рынке.

    — Торг здесь уместен, — в отличие от Кисы Воробьянинова гордо произнес продавец.

    В итоге перекупщики не учли, что поток болельщиков из Западной Европы не захлестнет украинские города. Кампания в западных СМИ все-таки сделала свое черное дело. В УЕФА утверждают, что билеты на матчи Евро реализованы на сто процентов. Возможно… Однако далеко не каждая игра в украинской части чемпионата собирала аншлаг. В Харькове и Донецке стартовые матчи группового турнира «вытянули» в немалой степени силами россиян. Скандирование «Рос-си-я! Рос-си-я!» неслось с трибун «Металлиста» и «Донбасс-Арены».

    На мой взгляд, с подобной проблемой может столкнуться и Россия в 2018-м. Если уже битвы Голландия — Дания и Франция — Англия не могли собрать аншлагов, то что же говорить про гипотетические матчи Коста-Рика — Камерун или Япония — Новая Зеландия…

    Киев — Донецк — Санкт-Петербург


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»