Есть в Петербурге турнир, который по своей богатой истории может сравниться разве что с московским Кубком Кремля. Оговорка лишь в том, что в столицу всегда приезжали звезды профессионалы, а в Питер — яркие творческие персонажи. Например, Никита Михалков и Николай Караченцов. Или такая масштабная фигура, как дважды Герой Советского Союза, сотый космонавт Земли, человек, именем которого названа целая планета, — Виктор Савиных.
Ежегодный Рождественский турнир по теннису, впервые состоявшийся еще в девяностых годах, проводится под эгидой Федерации тенниса Петербурга. На этот раз соревнования проходили в клубе имени Никифорова на Крестовском острове. В парном разряде и миксте участвовали сильные теннисисты городского уровня. Также проходил одиночный турнир творческих работников, в котором уже традиционно принял участие журналист «Спорта День за Днем» Сергей Бурый.
Почему Петербург предпочитает грунт?
Как играть в теннис зимой? Ответ очевиден — под крышей. В Петербурге крытые корты обычно располагаются в «дутиках» — специальных надувных конструкциях, где можно поддерживать постоянную высокую температуру.
Самое популярное покрытие в городе — грунт. Казалось бы, почему именно он? Ведь грунт скорее ассоциируется с Испанией, Аргентиной или Бразилией. Кого можно назвать мастерами грунта всех времен и народов? Конечно, испанца Рафаэля Надаля, бразильца Густаво Куэртена, аргентинца Гильермо Кориа… Из россиян лучше других на земле играли Евгений Кафельников, Светлана Кузнецова и Мария Шарапова. Хотя Шарапова, скорее всего, универсалка, просто так уж получилось, что в последние годы разница между покрытиями в профессиональном теннисе стала более размытой, чем раньше. Это позволило россиянке выиграть грунтовый «Ролан Гаррос» в 2012 и 2014 годах, хотя на заре карьеры она считалась специалистом по траве и харду.
Для любителей покрытие теннисного корта — один из важнейших факторов. Когда есть проблемы с техникой или «физикой», можно совершенно по-разному проявлять себя на грунте, харде или ковре (искусственной траве). Грунт очень популярен, потому что это медленное покрытие, игра идет на невысоких скоростях. Есть еще одна важная причина популярности. Земля — это более дешевое удовольствие, чем хард. По структуре хард чем-то похож на асфальт, только значительно однороднее и, если можно так выразиться, нежнее.
— Грунт — это дешево. Привез землю, разровнял и играй. А хард изначально достаточно дорогой, более технологичный, поэтому менее популярный в Петербурге, — рассказал вице-президент Федерации тенниса Северо-Запада Игорь Джелепов.
Терминатор и смурфик на корте
Рождественский турнир проходил на харде. Быстрые корты, хорошо подходящие для тех, кто пропагандирует активный теннис. Мощная подача, атака, выход к сетке, завершение розыгрыша. Сейчас, правда, на профессиональном уровне мало кто играет так, как в свое время действовал американец Пит Сампрас. Все больше мастера стремятся не покидать заднюю линию, играть от защиты, не потерять своего.
У любителей призовых нет, они играют в свое удовольствие, поэтому здесь можно увидеть атакующую игру. Например, востребованный актер дубляжа Андрей Левин, озвучивавший героев «Терминатора», «Крепкого орешка», «Мадагаскара», «Смурфиков», «Как приручить дракона» и других фильмов и мультфильмов, играл в исключительно активный теннис, но огрехи в технике не позволили ему добраться до высоких мест. Питерский актер Сергей Барковский, известный еще с девяностых годов по участию в многосерийках вроде «Бандитского Петербурга» и «Улиц разбитых фонарей», сыгравший недавно Иоанна Кронштадтского в сериале про Григория Распутина, напротив, действовал в основном от защиты, обладая при этом довольно сильной подачей. Барковский в Рождественском турнире остановился в шаге от призовой тройки.
В финале, как и в прошлом году, встретились журналисты Сергей Бурый и Сергей Подушкин. На этот раз «Спорт День за Днем» уступил «Смене». В решающем матче оба финалиста играли очень скованно.
— Вся проблема в психологии. Люди проигрывают прежде всего головой, а не телом. Давайте рассуждать логически — игроки первой сотни рейтинга ATP тренируются одинаково много. Делают примерно одинаковый объем работы. Так почему Новак Джокович и Роджер Федерер играют так здорово, а большинство все-таки плетется в хвосте? Потому что Джокович и Федерер психологически устойчивы! — объяснил «Спорту День за Днем» один перспективный питерский тренер.
Получается, чтобы хорошо играть в теннис, нужно не только оттачивать технику и держать себя в форме, но и решить все психологические вопросы. Все-таки прав был профессор Преображенский, сказав о том, что разруха прежде всего в головах.