Когда мы говорим о «зоне выживания», представляем подвал турнирной таблицы, где несколько клубов ведут борьбу за очки, чтобы не оказаться в числе отправленных в низший дивизион. Применительно к тренерам «зоной выживания» можно назвать всю их карьеру, потому что, принимая тот или иной клуб, они не могут быть до конца уверены, насколько долгий срок предопределен им судьбой и обстоятельствами.
В этой связи вспоминаются слова Миодрага Божовича, сказанные в интервью нашему изданию. Бывший наставник «Амкара» и «Москвы» заметил, что, принимая очередное приглашение, он никогда не берет с собой много вещей, чтобы в случае чего не тратить время на сборы. «Мой чемодан всегда готов», — улыбнулся полюбившийся россиянам черногорец. В любой шутке есть доля правды. Для тренера, тем более начинающего путь к вершинам признания и мастерства, любое назначение — вызов: «зона риска» и «зона выживания» одновременно.
Клуб «Около сорока»
Был период, когда руководителям клубов премьер-лиги надоело тасовать старуюколоду карт и они решили вскрыть новую: то там, то здесь начали делать ставку на молодых специалистов, совсем недавно завершивших выступления. На первых порах эксперимент себя не оправдал. В 2003-м, например, ни Андрею Чернышову в «Спартаке», ни Сергею Алейникову в «Москве», ни Игорю Шалимову в «Уралане» не удалось решить поставленных перед ними задач. И все же тенденция «омоложения» наметилась вполне отчетливо.
На сегодняшний день в премьер-лиге четыре тренера возраста «около сорока».Это Андрей Гордеев в «Сатурне» (1 апреля Андрею Львовичу исполнилось 35 лет); Леонид Слуцкий в ЦСКА (4 мая Леониду Викторовичу исполнится 39); Валерий Карпин в «Спартаке» (2 февраля Валерию Георгиевичу исполнился 41 год) и Андрей Кобелев (Андрею Николаевичу в октябре исполнится 42). Был еще Омари Тетрадзе в «Анжи» (Омари Михайлович в октябре справит 41-летие), который вывел махачкалинскую команду в премьер-лигу, но подал в отставку после первого тура нынешнего чемпионата.
Разумеется, нет смысла ставить всех этих тренеров на одну доску, руководствуясь лишь их биологическим возрастом. Роднит их в первую очередь то, что они на данный момент возглавляют коллективы, входящие в Топ-16 российского футбола. Но насколько же разными оказались их дороги в высший свет!
По лестнице, ведущей вверх
Леонида Слуцкого, к примеру, несмотря на его молодой по тренерским меркам возраст, язык не повернется назвать начинающим специалистом. Как-никак за плечами опыт достаточно успешной работы с ФК «Москва» (2005—2007), наивысшим достижением в котором стал выход в финал Кубка России (2007). Потом были «Крылья Советов», сейчас — ЦСКА, куда Слуцкий был приглашен на экваторе группового этапа Лиги чемпионов, не сулившего армейцам ничего хорошего.
Сейчас мало кто вспоминает, что Леонид Викторович, прежде чем попасть в высшую лигу, набирался знаний и опыта в детской школе, где занимался с 12-летними мальчишками. Некоторые из них, между прочим, потом стали известными футболистами, например, Роман Адамов, Денис Колодин, Андрей Бочков и Максим Бурченко.
Поработал Слуцкий и в низших дивизионах: в родной волгоградской «Олимпии»(2000) и элистинском «Уралане» (2003— 2004). То есть, прежде чем лезть в пекло, прошел все ступени развития, все этапы подготовки.
Семь раз примерь, один — отрежь
У Андрея Кобелева, которого тоже к дебютантам не причислишь, все складывалось иначе. Ему не пришлось колесить на стареньком автобусе по городам и весям глухих провинций. По окончании 2002-го завершил карьеру игрока, а уже в 2004-м вошел в тренерский штаб «Динамо». Прежде, чем в середине 2006-го (сразу после ухода Юрия Семина) надолго закрепить за собой пост главного тренера, несколько раз назначался исполняющим обязанности. Его приход к штурвалу как будто долго готовился и, наконец, состоялся. Вряд ли динамовские болельщики об этом пожалели, поскольку «эпоха Кобелева» принесла клубу долгожданную стабильность. До него тренеры менялись у бело-голубых с калейдоскопической быстротой, из-за чего команду постоянно лихорадило.
В 2008-м «Динамо», ведомое Андреем Николаевичем, завоевало первые после долгого перерыва медали. Бронза была воспринята как большой успех, однако в следующем сезоне удержаться на той же высоте не удалось.
Молодой да ранний
Андрей Гордеев — один из немногих наших тренеров, кому удалось возникнуть «из ниоткуда» и сразу же завоевать себе авторитет. В 2007-м Андрей Львович еще сам «пылил» (за «Спортакадемклуб»), в 2008-м по приглашению Гаджи Гаджиева, в то время возглавлявшего «Сатурн», начал работать с дублем, а в середине мая прошлого года принял бразды правления коллективом, доведенным до отчаянного турнирного положения немцем Юргеном Ребером.
Гордеева не смутило, что многие футболисты самой возрастной российской команды — фактически его ровесники. К каждому ветерану он нашел подход, каждого сумел настроить на нужную волну, и эта атмосфера всеобщего единения, семейности принесла замечательные плоды: «Сатурн» из подвала таблицы сумел подняться аж на седьмую строку итоговой табели о рангах. Этот прецедент вновь заставил говорить о необходимости больше доверять молодым специалистам.
Един в двух лицах
История Валерия Карпина — совершенно иная страница, не похожая на все предыдущие. Конечно, в нашем чемпионате и раньше случалось, чтобы одно и то же лицо совмещало посты президента или генерального директора и главного тренера. В том же «Спартаке» так работал Олег Романцев, в нижегородском «Локомотиве» — Валерий Овчинников, в «КамАЗе» до недавнего времени — Юрий Газзаев.
С одной стороны, такое совместительство парадоксально. Не может же Карпин-менеджер, недовольный тем, как играет команда, уволить Карпина-тренера. Решительно подойти так к зеркалу и объявить: «Мы в ваших услугах больше не нуждаемся». С другой стороны, по похожему принципу уже много лет работают в английской премьер-лиге, где наставников называют не тренерами, а менеджерами.
В нашем случае сам приход Карпина к английской модели явился следствием цепи интересных событий. Сначала владелец клуба Леонид Федун позвал обосновавшегося в Испании начинающего бизнесмена в родные пенаты на должность генерального директора.
Затем, по рекомендации Валерия Георгиевича, «Спартак» подписал контракт с Микаэлем Лаудрупом, но этот альянс ничего хорошего красно-белым не принес. Карпин первым разочаровался в своем выборе, назвал датчанина «амебообразным» и в апреле прошлого года, засучив рукава, сам принялся за дело. О том, что эта работа Карпина увлекла, что он решил ступить на тренерскую стезю всерьез и надолго, говорит тот факт, что он поступил в ВШТ и получил соответствующую лицензию.
Устал, ушел
Отдельной строкой следует упомянуть Омари Тетрадзе. Как и в случае с Гордеевым, большую роль в его становлении как тренера сыграл Гаджиев, в самарском штабе которого Тетрадзе начал работать сразу после окончания карьеры игрока. Однако Омари Михайлович не стал спешить начинать самостоятельную работу в премьер-лиге. Понимая, что ему еще многому нужно учиться, он отправился в первый дивизион и за три года, проведенных в махачкалинском «Анжи», привел команду к малым золотым медалям. Увы, первый матч в качестве наставника премьер-лиги стал для Тетрадзе и последним. Сразу после домашней нулевой ничьи со спартаковцами Нальчика главный тренер подал прошение об отставке. Причину своего решения Тетрадзе объяснил по-ельцински просто: дескать, «устал, ухожу». Это, так сказать, официальная версия, на которой настаивает и сам «отставник», и руководство клуба.
Очень жаль, потому что любопытно было бы понаблюдать за работой Омари Михайловича на более высоком уровне.