Неудачное выступление сборных на крупных турнирах, как правило, вынуждает тренеров к решительным переменам в составе. Это относится ко всем коллективам, за исключением России.
Законсервировать проблему или нет? С этой дилеммой сталкиваются почти все тренеры национальных сборных, потерпевших неудачу в очередном отборочном цикле. Некоторые убеждены, что изменения не нужны, поскольку команда, несмотря на достойную игру, стала жертвой неблагоприятного стечения обстоятельств. Так случилось, например, со сборной Ирландии, пострадавшей от ошибочного решения арбитра в стыковом матче первенства мира с французами. Кто-то уверен в том, что на продление контракта рассчитывать не стоит, поэтому работать на будущее глупо. Наконец, существует довольно небольшая группа альтруистов, решающих приступить к изменениям вне зависимости от собственных перспектив.
Завоеванный титул чемпионов мира, пожалуй, может стать веской причиной не проводить «чистку» в составе команды. И то не всегда. Тренер сборной ФРГ, победившей на домашнем первенстве 1974 года, был вынужден начать поиск центрфорварда после того, как о своем желании покинуть команду заявил знаменитый Герд Мюллер. Однако в распоряжении Гельмута Шёна имелись пусть и не столь талантливые, но зарекомендовавшие себя с лучшей стороны Ули Хенесс, Юпп Хайнкес и Бернд Хольценбайн. Кстати, все – чемпионы мира.
После победы в первенстве мира – 1982 тренер итальянцев Энцо Беарзот решил не менять состав, что привело к катастрофе в отборочном цикле первенства Европы, где «Скуадра адзурра» одержала единственную победу над Кипром только в последнем матче группового турнира. Остальные встречи завершились либо ничьей, либо поражением. Мотивации чемпионам мира явно не хватало, поэтому перестройку рядов все равно пришлось начинать, но с опозданием на год.
Этот урок не пошел впрок, что доказал Марчелло Липпи, решивший в 2010-м завоевать второй подряд Кубок мира с тем же коллективом, что и четыре года назад. Результаты вояжа итальянцев в ЮАР хорошо известны: их турнирный путь оборвался уже на групповой стадии турнира после поражения от сборной Словакии и натужных ничьих с Парагваем и Новой Зеландией.
Капелло не стал тасовать колоду
Принципиальное решение о переменах в команде принимает в первую очередь сам тренер. Естественно, новая метла старательно выскребает оставшиеся от предшественника груды мусора. Но если тренер остается во главе команды на новый отборочный цикл, то ему приходится решать серьезную задачу замены износившихся по дороге деталей машины.
В подобной ситуации оказался после первенства мира в ЮАР итальянец Фабио Капелло, руководивший англичанами. Волна критики едва не захлестнула его самого, однако в козлов отпущения превратили игроков, которые не выполняли указаний тренера, были плохо готовы физически и «перегорели» эмоционально. Футбольная ассоциация, взяв некоторое время на размышления, решила сохранить status quo и оставила Капелло на отборочный цикл первенства Европы.
С этим решением оказался категорически не согласен Брайан Глэнвилл, убежденный в том, что диктатора Капелло, подавлявшего всякую инициативу снизу, следовало выдворить за пределы Британских островов, выплатив ему солидную неустойку. Старейший футбольный обозреватель Англии обвинил итальянца в принятии неправильных решений по комплектованию команды, упрекнул его в ошибках в тактических построениях, отметил неумелую мотивацию игроков. В принципе, ничего нового к критическим высказываниям в адрес Капелло Глэнвилл не добавил. За исключением одного: в адрес Капелло прозвучало обвинение в том, что по окончании чемпионата мира тренер сборной Англии удалился к себе на родину вместо того, чтобы отправиться во Францию, где проходил чемпионат Европы среди 19-летних. Команда родоначальников футбола выступила там весьма успешно, уступив в полуфинале испанцам со счетом 1:3.
В действительности, вояж на континент вряд ли дал бы итальянцу много пищи для размышлений. Несмотря на прекрасные результаты, которые показывают в последнее время юношеские и молодежная сборные Англии на европейской арене, Капелло лишен возможности комплектоваться перспективными молодыми игроками. Проблема в том, что почти никто из многообещающих юношей не выступает регулярно в составе своих клубов.
Директор отдела развития футбольной ассоциации Тревор Брукинг часто сравнивает судьбу двух талантливых форвардов – немца Томаса Мюллера и англичанина Дэниела Старриджа. Первый, замеченный тренером «Баварии» Луи ван Галом, за год прорвался в состав сборной и блеснул на первенстве мира, второй, попав в лондонский «Челси», записал на свой счет всего 12 матчей в основе.
Аналитик журнала World Soccer Джим Холден в связи с этим вспомнил историю о том, как пробивался в основу «Арсенала» Эшли Коул, судьбу которого определила травма партнера, а не провидческое решение Арсена Венгера. Тренер первоначально сплавил талантливого юниора в аренду в «Кристал Пэлас», но по возвращении тот вновь осел на скамейке запасных. И только повреждение, полученное бразильцем Силвинью, расчистило ему место в составе «канониров».
Да, Капелло был вынужден начать ограниченную по времени и масштабам перестройку. Из-за эпидемии травм, поразившей выступавших на чемпионате мира игроков, итальянцу пришлось дать дорогу молодым. В команду вернулся Тео Уолкотт, которого несколько поспешно исключили из заявки на чемпионат мира в ЮАР; появился Адам Джонсон, блеснувший на молодежном первенстве Европы в Швеции; дебютировали совсем юный Джек Уилкшир и потенциальный сменщик Питера Крауча Энди Кэрролл. Самый старший из новобранцев англичан – Адам Джонсон, родившийся в июле 1987 года. У него есть шансы выступить не только на чемпионате мира в Бразилии, но и приехать в 2018 году в Россию. Про остальных – 1989-го и даже 1992 года рождения – и говорить нечего.
Капелло невероятно консервативен, и в отборочном цикле Евро–2012, несмотря ни на что, пытается делать ставку на проверенных игроков, уцелевших после провального первенства мира в ЮАР. Но выступать с командой великовозрастных футболистов – на Юг Африки отправилась самая старая сборная Англии в истории мундиалей – большой риск. Однако тренеру, контракт которого истекает летом 2012 года, похоже, не имеет смысла заглядывать далеко в будущее.
Перестройка идет по Блану
Иное дело – Лоран Блан, которому пришлось отстраивать сборную Франции с нуля, поскольку многие ведущие игроки «трехцветных» подверглись дисквалификации за свои бунтарские выходки в ЮАР. Бывший тренер «Бордо» оказался не готов к подобной ситуации, поскольку договаривался о приходе на новое место еще до начала первенства мира. Однако он довольно быстро перехватил инициативу и на заседании федерации футбола, где утверждался план работы с национальной командой, твердо заявил, что на первый товарищеский матч с Норвегией не пригласит никого из оскандалившихся футболистов. Тем самым Блану удалось убить сразу двух зайцев: выразить свое негативное отношение к поступку игроков и просмотреть в деле тех, на кого он решил впоследствии опираться.
Футболистам, не запятнанным скандалом, разразившимся в тренировочном лагере сборной в ЮАР, ворота в сборную остались открытыми. Зато форму «трехцветных» вряд ли когда-либо примерит чересчур разговорчивый знаток жаргона Николя Анелька. Маловероятно, что в сборной Блана мы увидим и Патриса Эвра, которому в роли капитана команды следовало вести себя более благоразумно.
Собственно говоря, Блану при всей сложности стоявшей перед ним задачи повезло, поскольку никто ему не мешал: ни возрастные футболисты-дядьки, ни руководство федерации (престарелый Жан-Пьер Эскалетт наконец–то покинул кресло президента), ни жаждущая крови пресса. Блан сразу ввел в состав нескольких ключевых игроков, вокруг которых и начал возводить стройное здание сборной. Француз часто рассуждает о необходимости создания здорового костяка команды, но подчеркивает, что в его распоряжении нет великих мастеров. По мнению Блана, достаточно высоким уровнем обладают лишь Флоран Малуда и Франк Рибери, но им еще нужно доказать свою значимость.
Уже сейчас понятно, что новый тренер сборной Франции рассчитывает задержаться на этой должности на продолжительный срок. Об этом свидетельствует, в частности, выбор игроков. Большинство из тех, кого он опробовал в сборной, молоды (22–24 года) и стремятся показать все на что способны. Практически в каждой линии команды появился новый лидер.
В защите это Адиль Рами, в середине поля – Янн Мвила в паре с Муссой Сиссоко, по манере напоминающим Патрика Виейра, в нападении – Карим Бензема, чаще забивающий в сборной, чем в мадридском «Реале», и молодой Лоик Реми, чем-то похожий на Тьерри Анри. Блан собирает команду по образцу хорошо знакомой ему сборной 1990-х, но кто упрекнет его в этом, ведь именно тогда Франция и показывала свой самый лучший футбол.
После проигранных матчей Норвегии и Белоруссии Блан быстро сделал выводы и всего тремя мастерскими перестановками игроков выправил ситуацию. Постепенно начали возвращаться в команду и некоторые «герои 2010 года», но уже в ту опалубку, которую успел создать тренер. При этом Блан решительно пресек попытки вмешательства в свои дела со стороны правительственных чиновников. В частности, он дал понять министру спорта Шанталь Жуанно, которая с пеной у рта требовала отказаться от услуг дисквалифицированных футболистов, что выбор игроков на матч – исключительно его прерогатива.
Победы над англичанами, а потом и бразильцами показали, что перестройка Блана приносит первые плоды. Сборная Франции стала играть в свое удовольствие, и, главное, понимает, как можно без лишней суеты запутать оборону соперника и добиться преимущества на отдельных участках поля. К финальному турниру Евро-2012 эти умения будут подкреплены полученным опытом и сыгранностью, что и позволит Франции окончательно выбраться из ямы, в которую она угодила по воле Раймона Доменека.
В поисках молодой крови
Сборная Италии также начала постепенно обретать черты той команды, которая может претендовать на самые высокие места. Чезаре Пранделли, не мудрствуя лукаво, избрал стратегию новой метлы. «Опора на меритократию (власть одаренных. – ) – таков принцип моей деятельности в сборной страны, – отметил Пранделли на своей первой пресс–конференции. – Я намерен работать с игроками, которые готовы проявить правильный подход. В чем он заключается? Все футболисты, вызываемые в сборную, должны понимать, что они представляют не себя, а страну».
Одной из причин назначения именно Пранделли стало хорошее знание им перспективных резервистов и умение создавать команды из не обладающих особым опытом игроков. Знаменитый полузащитник Джанкарло Антониони, выигрывавший золото чемпионата мира – 1982, высказался весьма определенно: «Пранделли даст нам омоложенную сборную к Евро-2012. Он, несомненно, сохранит молодежь, уже выступавшую за команду, добавив к ней некоторое количество юных талантливых игроков».
Немаловажным оказалось не только насыщение команды молодыми футболистами, но и возвращение в состав несправедливо отодвинутых в сторону ветеранов. Нападающий Антонио Кассано, игнорировавшийся Марчелло Липпи из-за невыносимого характера, при Пранделли внезапно стал лидером атаки, который постоянно забивает и получает высшие оценки в спортивных газетах.
Единственным существенным спорным вопросом, возникшим по вине самого Пранделли, стала политика привлечения в команду натурализованных иностранцев. На первый матч под своим началом новый тренер вызвал бразильца Амаури, который, однако, не проявил себя должным образом. Тем не менее Пранделли не успокоился и на товарищескую игру с Германией пригласил еще одного заокеанского гостя – Тьяго Мотта. Решения тренера спровоцировали довольно резкую реакцию в некоторых местных СМИ, которые возмутились тем, что Италия подбирает остатки со стола «кудесников мяча». В то же время газета La Repubblica приветствовала такой подход, приведя в пример сборную Германии, с максимальной выгодой использующую детей иммигрантов.
В Италии таких немало. Одним из них является, в частности, Стефан Эль-Шарави, играющий на правах аренды в «Падове». За непредсказуемым, быстрым атакующим полузащитником сегодня внимательно наблюдают мадридский «Реал» и «Милан», готовые в ближайшее время предложить юниору выгодные контракты.
Италия всегда была богата талантами, но в 1930-е не скупилась на предоставление гражданства известным южноамериканским футболистам. С помощью «ориунди» был завоеван первый итальянский Кубок мира. В дальнейшем от подобного способа комплектования было решено отказаться, хотя в 2006 году в число чемпионов мира попал родившийся в Аргентине Мауро Каморанези, чей дебют в футболке сборной также был воспринят неоднозначно. Но своей игрой правый полузащитник «Скуадры адзурры», не знавший даже слов итальянского гимна, переубедил даже самых закоренелых скептиков. Если Пранделли во главе сборной продолжит начатую в сентябре беспроигрышную серию, то ему простят донорские эксперименты – попытки разбавить итальянскую кровь латиноамериканской.