За завтраком то ли ругали англичан, то ли им удивлялись.
– Ну как это так? Как такое возможно? Их человек приехал на Россию – Македонию, мы ему машину с водителем, билет в «красный» VIP и прочие радости жизни. А они? Худиева (Николай Худиев – тренер сборной. – «Спорт».) бросили на полдороге, нас вчера – когда мы на прием ехали – вез таксист, который на каждом углу останавливался, спрашивая у прохожих, как в отель проехать. А отель пятизвездный, между прочим, в самом центре Лондона расположен. Как его нормальный таксист может не знать? Вот ты представляешь, чтобы в Москве таксист не знал, как к «Балчугу» или «Мариотту» проехать?
За круглым столом повисает пауза. Потом кто-то спрашивает:
– Интересно, а когда они с Бразилией играли, такая же ерунда была?
И вновь молчание. Все размышляют. Если к бразильцам относились схожим образом, значит, здесь такое гостеприимство. Если нет – мы для них нефутбольная страна. Или, возможно, причина в похолодевших в последнее время отношениях между Россией и Англией?
У кого-то рождается идея:
– А давайте на ответной игре…
Подкосились от волнения
Что предлагается сделать на ответной игре, остается загадкой. Громко звонит мобильный. Звонок из Москвы. Коллеги рассказывают, что Daily Mail написала о невиданных премиальных, обещанных игрокам Абрамовичем, – 40 тысяч на брата за три очка, взятых на «Уэмбли». У гендиректора РФС глаза лезут на лоб.
– Чушь собачья, – говорит он. – Никто на эту тему не общался. Так и скажи: ерунда. Выдумки.
Значит, фантазия… Но, кто знает, может, она и станет реальностью, если выиграем. Пообещал же Мутко в таллинской раздевалке выплатить двойную премию команде, хотя это был матч с аутсайдером группы. Но уж больно велико было напряжение вокруг той игры. Не меньше нынешнего.
Впрочем, по игрокам никакого напряжения пока не видно. «Уэмбли», даже пустой, впечатление произвел сильное. Павлюченко, закончив тренировку, не пошел в раздевалку, а принялся обсуждать у бровки с доктором окрестные красоты. Чем и напугал Хиддинка: Гус тут же пошел выяснять у врача – что с нападающим. И услышав, что речь шла не о медицине даже, замахал руками: мол, не надо продолжать, не хочу больше слышать… Наверняка оборвал разговор, чтобы не сглазить – фартовые люди всегда верят в приметы. Посмотрите хотя бы на наряд нашего тренера: вся российская делегация в новых серых костюмах, а Хиддинк – в старом полосатом. Если думаете, что ему забыли выдать форму, глубоко ошибаетесь.
Тренер заметно посерьезнел на этом сборе. Шутки кончились, как только команда выехала из аэропорта. Один пропущенный мяч в этом цикле, впечатляющая беспроигрышная серия – насколько весомыми окажутся все эти результаты, если мерить их по новой мерке? Мерить на «Уэмбли».
Завтрак подходит к концу. Самая «горячая голова» возвращается к приему англичан в Москве. РФС обычно встречает гостей с распахнутыми объятиями, но после всего того, что было в Лондоне, вести себя привычно радушно нет никакого желания.
– Может, все по минимуму сделаем? Скопируем их модель до мелочей.
Николай Худиев в эту минуту рассказывает, почему проиграл Израиль.
– Они на разминку вышли, а я смотрю – у них уже ноги «круглые». Подкосились от волнения. Игра началась, а они ни принять, ни отдать не могут. Ну и все сразу стало ясно.
Виктор Онопко, сидящий напротив тренера-разведчика, говорит:
– Не надо опускаться. Встретить их в Москве надо в привычном стиле. Дать понять: вот ваш уровень гостеприимства, вот – наш. А ответ за такой прием должен быть на поле. Собраться и сыграть изо всех сил.
– Это ведь еще Борис Аркадьев говорил. В чем суть советского футбола? Играть изо всех сил.
Онопко кивает. Ему-то не знать, что такое бороться до конца...
Прыгнуть на Хески
Завтрак закончился. Идем поздравлять с 55-летием Виктора Зинченко. Подарок менеджеру судьба сделала уникальный: встретить юбилей на «Уэмбли» – такой шанс выпадает не каждому. В окне второго этажа торчит голова Березуцкого.
– Вася, чего ты там один скучаешь? Прыгай к нам!
Этот человек за словом в карман никогда не лезет:
– Я в игре лучше прыгну. На Хески.
Как это сейчас модно говорить, пацан сказал – пацан сделает. Команда будет биться вечером – это видно по глазам игроков.
Если бы еще и удача была бы за нас. А уж с гостеприимством мы не обидим.
Лондон