Недавно в свободном доступе появилась продвинутая статистика по Лиге чемпионов – 2019/20. Естественно, мы изучили материал, на основе которого сделали несколько выводов об игре «Зенита» в еврокубках, которые должны помочь сине-бело-голубым выступить лучше в следующем сезоне.
Напомним, что команда Сергея Семака набрала 7 очков и заняла последнее место в группе с «РБ Лейпцигом», «Лионом» и «Бенфикой».
«Зенит» критиковали за недостаточно атакующую игру. По мнению болельщиков сине-бело-голубых, команда часто отсиживалась в обороне вместо того, чтобы навязывать соперникам свою игру и чаще проводить время на чужой половине поля.
С этой критикой действительно можно согласиться. «Зенит» на самом деле часто отдавал мяч сопернику без попытки отобрать его и остановить атаку оппонента в зародыше. Питерцы реже других (не считая «Галатасарая») отбирали мяч в финальной трети – всего 5 успешных отборов, в средней трети меньше мячей (у питерцев – 34) отбирали только «Шахтер» (27) и «Славия» (33). При этом самих попыток отбора мяча в прессинге в финальной трети было не так мало – 221 (тут хуже сразу 6 команд, в том числе «Локомотив»). «Зениту» определенно стоит улучшить качество игры в прессинге, потому как это важный показатель для успешного выступления в ЛЧ.
Среди четырех лучших команд в Лиге чемпионов по набранным очкам за все матчи – «Бавария» (21), ПСЖ (19), «Манчестер Сити» (17) и «РБ Лейпциг» (17) – три из них составляют топ-3 команд по успешным отборам в финальной трети поля: «РБ Лейпциг» и «Бавария» (по 28 отборов), ПСЖ (27). Даже с учетом того, что эта тройка сыграла два матча в 1/8 финала, разница с «Зенитом» приличная.
При этом в обороне петербургский клуб не допускал больших оплошностей. «Зенит» допустил лишь 1 ошибку, которая привела к удару соперника, – это практически лучший показатель в ЛЧ. То есть формально, в обороне питерцы действовали здорово. Но это лишь на первый взгляд. На деле это говорит о том, что ошибки игроков «Зенита» носили не случайный характер, а системный.
В подтверждение того, что Сергей Семак намеренно отдавал мяч сопернику, есть интересная статистика. Против «Зенита» чаще других (не считая «Атлетико» – тут спасибо «Ливерпулю») выполняли кроссы в штрафную – 91 за 6 матчей. При этом вратари «Зенита» (Лунев и Кержаков) намного чаще действовали на выходах – забирали 13,2% мячей – это один из лучших показателей в ЛЧ. Следовательно, в команде отрабатывали это действие.
После того, как мяч доставался вратарю «Зенита», то следующим действием начиналась атака питерцев. И вот тут мы находим системную ошибку петербургского клуба, из-за которой питерцы часто оставались без мяча (среднее владение мячом – 42%). В попытке быстрого начала атак (об этом говорил Сергей Семак после матчей с «РБ Лейпцигом») футболисты «Зенита» часто теряли мяч, в результате чего владение ограничивалось парой-тройкой передач и не более чем 5 секундами.
Это связано с двумя моментами. Во-первых, игроки «Зенита» часто отбивались выносами – 191 (больше на групповом этапе только у «Локомотива» – 222) – то есть практически сразу теряли мяч на подборе. Во-вторых, петербургский клуб выполняет слишком много длинных передач. Если высчитывать долю длинных передач на общее количество, то больше, чем у питерцев их только у «Локомотива» и «Црвены Звезды».
Мы уже не раз обсуждали, что при выходе из обороны в атаку ключевую роль играет Артем Дзюба, на которого нацелены большая часть передач. На уровне чемпионата России это блестящий ход, так как форвард сохраняет много мячей. Но в Лиге чемпионов соперники быстро раскусили идею «Зенита», поэтому регулярно держали Дзюбу в напряжении. В результате этого Артем стал 6-м игроком в ЛЧ по количеству выполненных передач под давлением (100). Это огромнейший показатель, учитывая, что общее количество передач «Зенита» – 2548, а у конкурентов, занимающих позиции выше в рейтинге их в разы больше. Это говорит, что питерцам не хватало скоростей, чтобы избавиться от давления и продвигаться вперед с меньшим сопротивлением соперника.
Из-за этого большая часть атак «Зенита» заканчивалась кроссом в штрафную. Доля кроссов от других передач в штрафную у питерцев составила 36%. Больше только у «Олимпиакоса» (59%). То есть при том, что «Зенит» и так редко владел мячом, когда он его получал, то распоряжался не лучшим образом.
Это слабое утешение, но «Локомотив», который на протяжении группового этапа ставили в пример питерцам, выступил в итоге еще хуже.
Впрочем, есть и за что похвалить «Зенит». Правда, это уже индивидуальная похвала, так как системно команде еще необходимо развиваться. У «Зенита» отличные крайние защитники. Лидер команды по количеству кроссов в штрафную – Вячеслав Караваев (7), второй – Дуглас Сантос (4). Лидеры по этому показателю – Костас Цимикас («Олимпиакос», 11), Трент Александер-Арнольд («Ливерпуль», 7), Ахраф Хакими («Боруссия» Д, 7), Норди Мукиэле («РБ Лейпциг», 7), Тимо Вернер («РБ Лейпциг», 7). Отметим, что в отличие от большинства этих игроков, футболисты «Зенита» играли только на групповом этапе. То есть показатели того же Караваева – на очень хорошем европейском уровне.
Правда, это лишний раз говорит о том, что «Зениту» есть к чему стремиться в вопросе завершения. Ни Сердар Азмун, ни Артем Дзюба не забили ни одного гола первым темпом после кросса. Лишь Магомед Оздоев забил потрясающий гол после навеса Александра Ерохина и скидки Юрия Жиркова. Иными словами, если в сборной России Дзюба, действуя на острие атак, проводя большую часть времени в штрафной соперника, забивает значительно больше других, то в «Зените» он лучше себя проявляет в подыгрыше. На Дзюбе завязаны подходы к чужим воротам – у него 10 передач в штрафную соперника (лучший показатель в «Зените»), 6 сквозных передач между защитниками – больше в ЛЧ сделали только Лионель Месси («Барселона», 11) и Роберто Фирмино («Ливерпуль», 7). Качество этих обостряющих передач отразить статистикой сложно, но если учитывать, что после этих передач Дзюбы был забит только один гол, то это любопытный факт.
При этом «Зенит» не предложил ничего лучше, кроме неуверенных кроссов в штрафную, после которых забили только один гол, и активностей Дзюбы. Через отбор на чужой половине поля забили один гол, но такой момент был всего один. Еще один гол – это подключение Караваева и шикарная разрезающая передача Вильмара Барриоса, и это лишний раз говорит, что активность фланговых защитников – это отличная идея, а сам Караваев в плане атаки действует наряду с лучшими игроками Европы на своей позиции. Еще один гол – это «стандарт», и тут тоже вопросов нет.
Выводы
1. «Зенит» привели к вылету из Лиги чемпионов не индивидуальные ошибки, а системные. Можно говорить, что питерцы набрали 7 очков и с таким результатом можно выходить в плей-офф Лиги Европы и даже Лиги чемпионов – это правда. Однако сильные стороны, которыми пыталась пользоваться команда Сергея Семака, не привели «Зенит» к безоговорочному выходу в еврокубковую весну – и это тоже факт. Надо менять концепцию.
2. Важно – выстроить более качественную работу в агрессивном и высоком прессинге. В домашнем матче с «Бенфикой» (3:1) отбор у чужой штрафной привел к забитому голу. Следовательно, «Зенит» может качественно играть в прессинге. Однако команда намеренно отказывалась от высокого прессинга, отдавала мяч сопернику, чтобы избежать быстрых атак. Возможно, это и не системная ошибка, однако «Зенит» в некоторых матчах совсем не мог получить мяч, обрекая себя на то, чтобы отбиваться от постоянных атак оппонента. В таком режиме сложно обороняться качественно и без ошибок, поэтому необходимо иметь возможность хотя бы небольшой отрезок игры зажимать соперника прессингом.
3. Создание и реализация моментов «Зенитом» оставляет желать лучшего. Питерцы часто теряли мяч при выходе из обороны в атаку. Поэтому в редкие моменты, когда команда все-таки добиралась до чужой штрафной, то не могла создать действительно качественный шанс забить. «Зениту» не хватало, как оригинальных ходов до завершения, так и правильного выбора позиции и принятия решения при завершении. Но наиболее важно – улучшать быстроту действий с мячом, из-за которой в этом сезоне питерцы теряли непозволительно много времени при подходе к чужим воротам.
Читайте также