Корреспондент «Спорта День за Днем» за несколько недель до начала чемпионата мира совершает инспекцию по странам Европы, сборные которых соберутся в Бразилии. Чем дышат болельщики, как работает футбольная индустрия, о чем говорят футболисты и тренеры? Сегодня в фокусе внимания — противоречивая Бельгия, чья команда будет противостоять на групповом турнире сборной России.
Футбол как национальная идея
Бельгия в эти дни показывает мастер-класс по работе и привлечению футбольных болельщиков. Ровно в тот самый день, когда бельгийцы завоевали путевку в Бразилию, во всех банкоматах одного из основных банков страны — ING — сменилась заставка. Можно было не знать о результате матча против Хорватии 2:1 в группе, но о том, что «красные дьяволы» едут на чемпионат мира, в королевстве в тот же день оповестили всех бабушек.
Сказать, что в Бельгии сейчас «дьяволомания», значит, не сказать ничего. И это тем более удивительно, что в стране не утихают страсти вокруг национального вопроса: Бельгия поделена на две части: Фландрия говорит по-нидерландски, Валлония — по-французски; (Брюссельский регион в расчет не берем — это уже второй Нью-Йорк, кишащий экспатами из всех стран мира). Так вот чтобы объяснить, насколько все сложно, приведем такие примеры.
Недавно Бельгия арендовала у Китая двух панд. Переговоры шли долго, ибо китайцы никогда не продают своих мишек, а в аренду сдают, только когда полностью убедятся, что передают малышей в заботливые руки и хорошие условия. Пока медвежата, отписанные в аренду Бельгии, подрастали дома, отличные условия для них были созданы в двух зоопарках: фламандском Антверпене и валлонийском Паири Даиза. Ожесточенные споры разрешил премьер-министр Элио ди Рупо, подписавший документ о передаче панд Валлонии. На этом фоне моментально разразился политический скандал: Фландрия обвинила политика в злоупотреблении служебным положением (премьер — валлониец).
Или знаете, почему у Бельгии автомобильные номера желтые в красной рамочке? Потому что желтый — цвет Фландрии, а красный — Валлонии. И ни один из регионов не уступил другому «единоличное присутствие» на номерах.
В общем, редкой идее — политической или социальной — удается объединить всех бельгийцев. И футбол внезапно стал одной из них. Внезапно, потому что вообще-то в королевстве давно махнули на него рукой. Во-первых, так же как и Россия, Бельгия не участвовала в двух последних первенствах. А во-вторых, по причинам, указанным выше, фландрийцы предпочитают поддерживать Голландию, а валлонийцы — Францию.
Стучите, и вам откроют
Сложно сказать, что тут играет основную роль: то ли агрессивная политика одной из основных торговых сетей — Carrefour (наш «Перекресток»), магазины которой тут есть в каждом дворе. Вот уже месяца два в каждом, даже самом крошечном магазине сети на самом видном месте выставлена фанатская атрибутика. То ли многочисленные туристические компании, моментально сколотившие самые разные пакеты предложений на поездку в Бразилию — все же не самое доступное и популярное направление у путешественников из Бельгии. За всем этим стоит потрясающая работа маркетинговой службы Королевской футбольной ассоциации.
Сейчас у ссоциации 13 (!) спонсоров для команды из числа компаний-гигантов типа BMW и PwC (Вотерпрайскупер). По сути, маркетологам удалось заполучить основную компанию из каждого сектора: автомобили, сотовая связь, логистика, банковский сектор, энергетический сектор, пивная компания и так далее.
Официальную экипировку предлагается купить в спортивных магазинах и в газетных киосках. Дорогую или дешевую. По почтовым ящикам раскидывают рекламу, приглашают поучаствовать в лотерее, предлагая выиграть поездку в Бразилию. Даже фанатские шарфы запихивают! Официальные странички «дьяволов» в социальных сетях, «Инстаграмме», «Твиттере» не только постоянно обновляются, но и «стучатся» в друзья ко всем, кто посредством какого-либо связанного с чемпионатом мира «хэштега» проявил интерес к футболу.
И вот уже мало-помалу действительно все бельгийцы начинают интересоваться сроками проведения чемпионата. Спортивные бары на дни матчей уже забронированы практически полностью. Туристические компании очень неплохо продают целые чартеры в Бразилию. А в местных СМИ футбол наконец-то потеснил велоспорт и теннис. Более того: большинство радиостанций и телеканалов соблюдают политику: «Хотя бы одна новость о сборной каждый выпуск».
Аппетиты растут
Национальный подъем достиг такого уровня, что в королевстве от своей команды ждут не просто выступления, но выступления удачного. Желательно медалей. Тем более что на отборочном этапе команда поставила очень высокую планку. Все помнят, что соперник сборной России по группе Н квалифицировался в финальную часть раньше россиян на тур. Но стоит заметить, что бельгийцы вообще одними из первых в Европе решили турнирные задачи. Бельгия в десяти матчах квалификации не проиграла ни разу, лишь два матча сведя вничью. При этом «красные дьяволы» наряду с англичанами пропустили меньше всех в цикле — всего четыре гола.
Еще четыре года назад все основные футболисты сегодняшней сборной Бельгии считались «подающими надежды». Сегодня под руководством Марка Вельмотса они уже считаются одной из самых сбалансированных и неуступчивых команд будущего чемпионата мира. А главный тренер россиян — Фабио Капелло — оценивая группу Н, именно бельгийцев назвал самым сложным соперником, подчеркнув, что «дьяволы» «имеют постоянную практику в сильнейших чемпионатах Европы». При этом Вельмотс прекрасно знает возможности каждого из них. Ведь до того, как стать главным тренером сборной, 45-летний специалист три года отработал ассистентом. И теперь эксперты именно ему в первую очередь приписывают заслугу в том, что «дьяволы» стали «дьяволами».
Вильмотс — важная часть маркетинговой политики ассоциации. Поскольку он работает освобожденным тренером, Марк постоянно вовлечен в мероприятия, проводимые ассоциацией, он частый гость в студиях местных телевизионных и радиокомпаний. Ассоциация даже рассылает письма главного тренера по наиболее важным поводам. Как, например, известие о том, что форвард Кристиан Бентеке не сможет принять участия в чемпионате мира из-за травмы.
Тренер на миллион
Конечно, нельзя не обратить внимания на то, что главный тренер называет команду не иначе как «красные дьяволы». И это еще одна отличная находка маркетологов ассоциации. Это имидж и отличная статья доходов. Вы не представляете, какое количество плюшевых дьяволят продается в эти дни в королевстве. А характерный красный хвостик со стрелкой на кончике — пожалуй, один из самых узнаваемых торговых символов. Один из партнеров команды даже поменял свой официальный логотип по такому случаю, добавив этот самый «хвостик».
В общем, командная работа во всем. Вильмотс постоянно настаивает на «командном духе», когда говорит о своих подопечных. «Если кто-то будет нарушать внутреннюю атмосферу в коллективе, он немедленно покинет команду, — заявил наставник, комментируя список 30 кандидатов на поездку в Бразилию (он был обнародован в понедельник). — И неважно, кто это будет: на базе сборной нет индивидуальностей. Есть одна семья».
Ассоциация, в свою очередь, поддерживает своего тренера: еще до поездки в Бразилию с Марком переподписали контракт до 2016 года! Таким образом, Вильмотс стал первым тренером сборной Бельгии, кто будет у руля команды шесть лет подряд. Более того, ассоциация изыскала невиданные деньги на зарплату наставнику — миллион евро в год (600 тысяч после вычета налогов). Для бельгийцев это громадная зарплата (хотя в топ-10 тренеров — участников чемпионата мира, который возглавляет Капелло, Вельмотс все равно не попал). Впрочем, такими темпами, как сейчас, с помощью этого тренера ассоциация заработает еще больше. А если еще и результат будет…
По крайней мере, сейчас в Бельгии все позабыли о сборных Голландии и Франции и уже запаслись «дьявольской» атрибутикой к ближайшему лету.
Бельгия