• Равнение на Аляску

    10.06.07 16:01

    Автор: Спорт день за днём

    На прошедшем недавно заседании Исполкоме ФХР командам суперлиги было предложено в добровольном порядке перевезти свои фарм-клубы в другие города. Естественно, это встретило серьезные возражения: слишком дорого и неудобно. Но, если прикинуть плюсы и минусы такой затеи, она вовсе не кажется вредной.

    Чтобы понять преимущества такой организации дела, достаточно осмыслить опыт НХЛ. Здесь фарм-клубы принципиально располагаются не там, где базируются основные команды. Да и выполняют несколько иные функции, чем тот же СКА-2. Например, фарм-клуб «Вашингтона» базируется в канадском Гамильтоне, и такая ситуация для НХЛ – норма. Большинство команд стараются выбирать города, не представленные в главной лиге. Хоккей любят не только там, где есть элитные клубы, а в США и Канаде 10–12 тысяч зрителей на матче АХЛ не редкость. А ведь в этой лиге, собственно, фарм-клубы и выступают. Причем чемпионат АХЛ – абсолютно самостоятельный турнир, со своим календарем, регламентом, трофеями и призами.

    Любопытно, что в Америке отношения клубов НХЛ и дочерних команд носят договорной характер: сегодня, допустим, у «Калгари» фарм-клубом является «Херши», а через пару лет «Флэймз» могут подписать контракт о сотрудничестве, например, с тем же «Гамильтоном». Причем в АХЛ тоже любят и умеют зарабатывать деньги, у команд есть постоянные составы и бюджеты, а посланцы основных команд воспринимаются как дополнительное усиление. От «младших» же требуется быть своего рода инкубатором: там проходят адаптацию к Америке европейцы, набирается опыта молодежь, туда можно «сослать» игрока, снизившего к себе требования или растерявшего форму.

    Есть и другая сторона вопроса – популяризация хоккея как такового. Командами разного уровня в Америке и Канаде охвачены все уголки, за исключением, может быть, Аляски. Таким образом, мимо детских школ не проходит практически ни один талантливый мальчишка. А куда идти тренироваться в российском, например, Мурманске, где нет не только команды, но и мало-мальски приличного катка? В том же Новгороде или Пскове масса потенциально талантливых мальчишек так никогда и не попробуют свои силы в хоккее, потому что у них нет перед глазами примеров для подражания, а наблюдать за игрой по телевизору – совсем другое дело.

    Конечно, осваивать новые регионы накладно. Но ведь ФХР не настаивала на своем предложении, а просто предоставила пищу для размышлений. В конце концов, клубы суперлиги и сами получат отдачу: с точки зрения поиска талантов гораздо выгоднее окучивать два-три региона, чем только тот, где базируется основная команда. Это произойдет не быстро, но произойдет обязательно. В принципе, любое хорошее начинание требует капиталовложений и терпения. И те клубы, которые успеют первыми сориентироваться, в итоге и снимут сливки с рынка хоккейных талантов.

     

    Кроме того, со стороны зрительского интереса держать фарм-клуб в другом городе тоже выгодно. Сколько людей ходит сейчас на игры СКА-2? Обычно их можно легко пересчитать минуты за две. А ведь иногда в составе фарм-клуба на лед выходят такие игроки, как Максим Сушинский, обладатель Кубка Стэнли в составе «Детройта» Максим Кузнецов, другие звезды. В Петербурге и такие имена не заманят на матч первой лиги, а в том же Архангельске, где развлечений не особенно много, может собраться вполне приличная аудитория.

    Почему бы богатым клубам, к числу которых теперь относится и СКА, не подать пример коллегам по суперлиге? Не настолько уж выгоднее подписывать миллионные контракты с теми, кто не пробился в НХЛ, чем воспитать собственных игроков. Тогда, может быть, и лимиты на легионеров будут не нужны, и спрос на легионеров упадет.

    Кстати, единственный регион США и Канады, где нет команд приличного уровня, – Аляска. И это находит свое отражение в НХЛ – там играют всего два уроженца этого штата (Скотт Гомес и Йордин Туту). А выходцы из канадского Квебека в лучшей лиге мира найдутся в каждом клубе. Умеют там работать с молодежью, и ни один талант мимо детских спортшкол не проходит. А в России регионов, не охваченных хоккеем, – большинство. Так стоит ли держать равнение на Аляску?

    Слово специалистам

    Генеральный директор спортивного агентства АТМ Андрей Точицкий: «Фарм-клуб – дело тонкое»

    – Наши фарм-клубы сильно отличаются от тех, что в системе НХЛ. Вторые команды в России существуют в большей степени для подготовки резерва. Там играют в основном молодые перспективные игроки – «масочники». Нахождение в такой команде уже состоявшегося игрока возможно, но здесь все очень индивидуально. Это полезно для профессионала, если он восстанавливается после травмы. Существует и обратная сторона медали: в команде, где играет одна необстрелянная молодежь, он может растерять форму. Так что, на мой взгляд, фарм-клубом команды суперлиги должен быть клуб высшей лиги.
    Ничего страшного не вижу и в том, чтобы дубль команды располагался в другом городе. Пусть это будет хоть Оленегорск, лишь бы команда играла в «вышке». Тогда, если игрока согласно двустороннему контракту отправляют в фарм-клуб, он будет играть среди равных и сможет доказать, что заслуживает места в «основе».
    Вообще, все это очень непростые вопросы. Любой команде для нормального функционирования нужна отлаженная система. Взять для примера команду НХЛ «Нью-Йорк Рейнджерс». Система этого клуба включает в себя первую команду, «Хартфорд» – фарм-клуб, играющий в АХЛ, дальше идут команды юниорской лиги. Тренеру Тому Ренни нет необходимости ездить и смотреть, как играют резервисты. Для этого есть специальные люди: тренер-селекционер, скауты… У нас тоже есть достойные примеры, взять хотя бы «Салават Юлаев». В их системе команда «Торос», играющая в высшей лиге, и фарм-клуб «Салават–2». Правда, юридически им не сделать «Торос» своим фарм-клубом. Согласно регламенту, команда высшей лиги не может официально входить в систему клуба суперлиги.

    Президент РОО «СКА Санкт-Петербург» Борис Винокуров: «Все должно быть под контролем»

    – В свое время «Звезда» из Оленегорска состояла в штате Ленинградского военного округа и считалась фарм-клубом СКА. Это была точно такая же система, как сейчас существует в НХЛ. Игрок, получивший травму или не проходивший в основную команду, играл за «Звезду». По большей части это были спортсмены, проходящие службу в Вооруженных силах. В прин­ципе, когда дочерняя команда находится в другом городе – это не очень хорошо. На мой взгляд, вторая команда должна быть поближе к первой. Хотя бы затем, чтобы люди были под контролем, а тренеры могли отслеживать игроков. Здесь, как и в любом другом вопросе, есть положительные и отрицательные моменты, но все же по совокупности факторов получается, что чем ближе команда к основной, тем лучше. Самым хорошим вариантом считаю тот, при котором фарм-клубом команды будет команда высшей лиги. В свое время клубам предлагали такой вариант, но они отказались.

    Президент Федерации хоккея Санкт-Петербурга Александр Евстрахин: «Вокруг Питера – выжженная земля»

    – Профессиональные команды начинаются с высшей лиги. Для того чтобы игроки эволюционировали, нужна команда в «вышке», где игрок будет повышать свой уровень.А те ребята, которые сейчас играют в фарм-клубах, должны выступать в молодежном чемпионате страны. Нужно просто посмотреть, как это сделано в Америке и Канаде. Там гораздо больше молодых перспективных игроков, чем у нас. По количеству молодежи мы идем вровень с Европой, а по количеству населения мы их превосходим раз в двадцать. Почему? Потому что, допустим, игрок пробился в суперлигу, его взяли в СКА. Ребята 18 или 19 лет играют в четвертом звене. Они не выходят ни в большинстве, ни в меньшинстве и в сумме за игру проводят на площадке не более шести минут. Вот если бы было молодежное первенство, они получали бы возможность расти. Мы предложили при каждой СДЮШОР сделать вторую молодежную команду. Чтобы молодежь имела больше времени раскрыться.
    А то получается, что за год-два игрок не раскрылся – и его списали со счета. Но ведь не все растут в мастерстве одновременно – кто-то может прогрессировать и до 22–23 лет, а податься таким игрокам некуда, мы их теряем.
    Возможно, фарм-клуб должен находиться в другом городе. Это было бы не только логично, а просто здорово. Вот посмотрите, кто у нас в Питере ходит на игры фарм-клубов? Родители, друзья, девушки хоккеистов… Хорошо если двадцать человек наберется. Если держать фарм-клуб в другом городе, то это должна быть не Москва и не другой крупный центр. Какая от этого польза? Расширение географии хоккея. Создайте фарм-клуб в Новгороде, Пскове, Киришах или Петрозаводске – и зал будет битком набит. Раньше у СКА был фарм-клуб – «Звезда» из Оленегорска Мурманской области. Неофициально, конечно, но Павел Козлов – бывший капитан СКА – был в ней главным тренером. Он поставлял оттуда молодежь для питерских армейцев. Эта команда полностью финансировалась из денег Ленинградского военного округа, как и СКА. Была бы сейчас в области такая же команда, на нее ходил бы народ, вокруг нее организовалась бы детская школа. А то у нас вокруг Питера – выжженная с точки зрения хоккея земля.

    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»