«Как они провели этим летом?» «Они» — шестерка первачей, объявивших о своих чемпионских устремлениях зимой и приступивших в турнире, возобновившемся после длительного летнего перерыва, к реализации задач, нуждающихся, судя по всему, в корректировке. Трое из этой шестерки — «Зенит», «Рубин» (отстает от «Зенита» на семь очков) и «Локомотив» (на 12) — вернулись в чемпионат почти в полной боевой готовности. О другой тройке — «Спартаке», «Динамо» и ЦСКА — впору говорить как о командах, демонстрирующих (первый тур это подтвердил) так называемый «весенний футбол».
Этим летом всем российским клубам, ведущим — в первую очередь, были предоставлены отличные возможности для очередного раунда подготовки. Никто не может пожаловаться на жилье (четыре-пять звезд у отелей), питание (звездам соответствовавшее), условия для тренировок (великолепные поля для занятий), отсутствие соперников для контрольных матчей (их в той же Австрии, да и у «Спартака» в Скандинавии, было огромное количество — только выбирай).
«Как провели?» Если обратить, скажем, внимание на матчи первого после перерыва тура с участием «Спартака», «Динамо» и ЦСКА, то не так, как, наверное, хотелось тренерам и клубным руководителям. Причины, разумеется, известны только им. Но игра в исполнении этих команд, мягко говоря, не впечатлила, а лишь вызвала дополнительный вопрос: «Чем же они занимались на сборах, чтобы играть так, как “Динамо” играло в Новосибирске, “Спартак” в Ростове и ЦСКА на своем поле с раменским клубом?»
«Явный кадровый дефицит»
«В нашей команде наблюдается явный кадровый дефицит», — можно, понятно, принимать или не принимать такое объяснение Леонидом Слуцким весьма, надо сказать, неожиданного результата в домашнем матче ЦСКА с «Сатурном», но от фактов не спрятаться. Они же таковы: в стартовом составе не было Игнашевича и четверки армейских представителей на чемпионате мира — Одиа, Хонды, Красича и Гонсалеса. Все — игроки основы.
Однако, наверное, и это обстоятельство, немаловажное, разумеется, при формировании тактических и стратегических тренерских задач на матч, вряд ли является основанием для превращения матча команды, занимающей в таблице второе место, с командой последней в матч равных соперников. Все же в составе ЦСКА, отстающего теперь от «Зенита» на шесть очков, на игру вышли не резервисты «второго ряда», а вполне квалифицированные футболисты, весьма успешно конкурирующие за место в основе. В любой ситуации появление в стартовом составе Набабкина, Алдонина, Мамаева, Гильерме вряд ли может вызвать вопросы. Набабкин, скажем, вполне может на постоянной основе играть вместо Одиа. Иное дело, что отсутствие Красича и Гонсалеса заметно обеднило фланговую игру ЦСКА. Хонда же в состоянии цементировать действия команды, делать их более связанными, чем это наблюдалось в матче с «Сатурном», в середине поля.
Несколько удивительной, признаться, выглядела фраза тренера ЦСКА о том, что «состояние утомления у игроков было очень высоким». Жарко, конечно, но ведь команда какую-то часть времени, отведенного на перерыв, вообще отдыхала, а потом провела целенаправленные тренировочные сборы, задачей которых, надо понимать, было моментальное, без весенней раскачки, возвращение в сезон. Если в середине первого же матча после перерыва наступает утомление, то что же тогда предстоит увидеть, когда закрутится карусель из двух матчей в неделю, в национальном чемпионате и в еврокубковом турнире? Да еще в сборные свои футболисты будут постоянно отлучаться.
«Только одна команда»
Валерий Карпин с известной степенью регулярности уничижительно отзывается о сопернике, посмевшем отобрать у «Спартака» очки. «Ростов» исключением не стал. «На поле была только одна команда», — сказал во флеш-телеинтервью генеральный директор и главный тренер «Спартака», после того как спартаковцы поиграли ростовчанам, впервые, стоит заметить, с 2004 года.
Вряд ли стоит предполагать, что Карпин, говоря о «только одной команде», имел в виду «Ростов», в игре которого, надо сказать, в отличие от игры спартаковской, было видно, как, что и за счет чего хозяева поля хотят сделать. Конечно же, он имел в виду свою команду. На этот раз «Спартак», если вспомнить последнюю перед перерывом игру во Владикавказе (2:5) и несколько контрольных матчей в Скандинавии (2:4 от норвежской «Волеренги» и 0:3 от шведского «Юргордена»), пропустил немного — всего один гол, но он, во-первых, зафиксировал третье уже (в одиннадцати турах) поражение «Спартака», потерявшего очков больше, чем набравшего, и отстающего от «Зенита» на 14 пунктов (при одном отложенном матче), и, во-вторых, лишний раз обозначил серьезные проблемы в построении общекомандной игры «Спартака» в обороне.
Разрозненность в действиях спартаковских футболистов бросается в глаза. Как не было цельной игры в их исполнении до перерыва (разве что нечастыми фрагментами в отдельных матчах), так нет ее и сейчас. Перебор с бесполезными передачами назад, поперек поля, с минимальным количеством проникающих атак не есть свидетельство игрового превосходства. Высокие проценты владения мячом не должны вводить в заблуждение. Попытки завязать игру на флангах ни к чему позитивному, если не считать двух эпизодов с участием Ананидзе во втором тайме, не приводят. «Спартак», получая мяч, не всегда точно знает, что с ним делать дальше, и об основательности в игре может только мечтать: какая основательность без должной агрессии, без целенаправленного давления на соперника, без резкой смены направления атак и без надежности в обороне? Ставка на связку Алекс — Веллитон, во многом благодаря которой в минувшем сезоне было добыто серебро, либо осталась в прошлом, либо вновь ее оценить предстоит в будущем: вместе на ростовском поле они не провели ни минуты — Алекс заменил Веллитона.
«Нам повезло»
«Можно сказать, нам повезло», — констатировал Миодраг Божович произошедшее в матче «Сибирь» — «Динамо», поскольку дебютанты премьер-лиги, кадровый состав которых на порядок по уровню слабее динамовского, не только дважды сравнивали счет, но в конце встречи имели реальные шансы для того, чтобы вырвать победу. «Динамо», потратившее в межсезонье на трансферы два примерно десятка миллионов евро (сумма почти в два раза больше, чем годовой бюджет «Сибири»), не сумело справиться с одним из явных аутсайдеров чемпионата, собиравшим состав по принципу «с миру по нитке — голому рубашка». Более того, временами в матче, особенно во втором тайме, сложно было определить, какая из команд заявила перед турниром о своем намерении выиграть чемпионат, а какая поведала о скромном желании сохранить место в премьер-лиге. И это, следует заметить, при наличии в динамовском составе сборников — Габулова, Колодина и Семшова и братьев Комбаровых, включенных, как говорят, в список ближайшего резерва национальной команды.
Любопытно, к слову, что лишь один из четырех оказавшихся в «Динамо» бывших игроков «Москвы», которых тренировал Божович, сыграл в Новосибирске полный матч. Это Епуряну. Самедов встречу до конца не доиграл, вместо него вышел Кирилл Комбаров, Чеснаускис заменил в концовке Дмитрия Комбарова, а Ребко полтора часа провел на скамейке запасных.
Если не забывать о том, что Божович заменил Андрея Кобелева за несколько недель до наступления в чемпионате перерыва и о том также, что именно черногорский специалист проводил новый подготовительный период, то вполне можно утверждать: «Динамо», игравшее в Новосибирске, — уже команда Божовича, работающего с клубом более двух месяцев.
Ничего основательного, заставившего бы обнаружить заметные перемены в игре (и состоянии) «Динамо» и поднять вверх большой палец, москвичи в Новосибирске не показали. В пяти матчах при новом тренере динамовский клуб набрал всего шесть очков и отстает теперь от «Зенита» на 15 — какие уж тут чемпионские амбиции? Только и остается — уповать на Кураньи, заявившего о том, что он приехал в «Динамо» ради завоевания с этой командой чемпионского титула. Не прозевать бы, правда, при таком продвижении по турниру рывок тех, кто находится ниже в таблице, в частности «Терека» и «Амкара».
Из еженедельника «Спорт день за днем» №28 (14-20 июля)