Чемпионат мира втянул нас в водоворот самых разных и причудливых событий, которые ломали стереотипы, восстанавливали то, что казалось разрушенным, и снова не давали возможности зацепиться хоть за какой-то привычный ориентир.
Мы привыкли ждать от немцев нордического характера, железной воли и поигрывания литыми мышцами, а взамен получили утонченную и даже не слишком чтобы быстро бегущую команду. Мы ждали от голландцев «оранжевого» настроения, но увидели игру, в точности передающую каждую черточку хмурого лица Берта ван Марвейка.
Воистину каждая команда — портрет своего главного тренера. Нам обещали не «карнавальную» сборную Бразилии, и ее мы получили, пока зависимость от эмоций (неужели хоть какой-то стереотип сработал?) не дала о себе знать, и в четвертьфинале с Голландией ребята Дунги, посчитав, что дело сделано, за пятнадцать минут перерыва превратились из отряда универсальных солдат в нечленораздельно мычащее стадо. Нас обманули в ожиданиях даже корейцы с несвойственной себе игровой гармонией и японцы — со способностью держать ритм все 90 и даже 120 минут.
Дель Боске парадоксов друг
Под занавес четвертьфиналов нашему взору предстала принципиально иная картина. Сборная Испании, по-прежнему чуть нервная, ищущая игру эпохи триумфа на Евро-2008, но до сих пор ее толком не обретшая. «Красная фурия» сама по себе полна парадоксов и сюрреализма, как фильмы Педро Альмодовара, но, возможно, именно в них как раз — ее лицо.
Висенте дель Боске в тренерском кресле — еще один гений и парадоксов друг. В сложнейшей игре с Португалией он выпускает дебютировать на мундиале нападающего-«штурмовика» Фернандо Льоренте, и игра мгновенно раскрывается. Мы теряемся в недоумении, почему Льоренте не выпускали «топтать» сгрудившихся у собственных ворот в первом туре швейцарцев, но без него обходится и столь же тяжелый матч с Парагваем. Зато на поле появляется Фабрегас, которого ждали столько, что чуть не успели привыкнуть, что «Красная фурия» способна обойтись без него. Нет уж, извольте! Широта и размах в атаке у Испании появились только с его выходом. Иньеста и Хави словно освободились от невидимых пут. Вилья расправил крылья и, переместившись с фланга, пару центральных защитников просто разметал. Парадоксы обрели глубокий смысл. Испания впервые в истории добралась на ЧМ до полуфинала.
Мартино ждет извинений от Блаттера
Сборной Парагвая, которая также удивила общественность агрессивной игрой и высокими скоростями, а еще каким-то милым, романтичным провинциализмом, остается только сочувствовать. «В сердце парагвайского народа они уже чемпионы», — высокопарно прокомментировал выступление «гуарани» на чемпионате мира президент Парагвая Фернандо Луго. Парагвайцы детально изучили соперника и вывели из строя его комбинационную систему, да так, что не только Хави с Иньестой оказались лишены свободы творчества — не доходила «гуманитарная помощь» из глубины поля, от Хаби Алонсо. По официальной статистике, подопечные дель Боске в субботу допустили наибольшее для себя на турнире количество брака в передачах. Мяч не поступал к жизненно важным «сосудам», и столь зависимая от него прихотливая особа, как Испания, была подобна человеку с нарушенной циркуляцией крови.
Подопечные Херардо Мартино были вознаграждены за свои усилия 11-метровым, после того как на Херарда Пике нашло затмение и он потянул за руку Кардосо после подачи углового. Кардосо не забил, Испания воспряла духом, а Мартино костерил и собственных игроков, и судью, который, по мнению наставника парагвайцев, попросту отдавал испанцам должок.
К слову, Зепп Блаттер уже принес официальные извинения Федерациям футбола Мексики и Англии за судейские ошибки в их матчах в 1/8 финала, и Мартино заявил, что ждет от ФИФА тех же поступков и в отношении его команды. Но, забей пенальти Кардосо, ситуации с рывком Вильи и пенальти в ворота парагвайцев, скорее всего, просто не возникла бы. Да и вышедший на замену Роке Санта Крус мог хоть бы раз на турнире принести реальную пользу, когда Касильяс отбил мяч перед собой. Но испанцы не успели даже испугаться.