Если футбол – отражение жизни, то российский футбол – прямо совсем аленушкин пруд. В надежде вернуть международный престиж мы постоянно мечтаем о мгновенном способе решения проблем. Так, споры о лимите на легионеров все больше похожи на дебаты о вакцинации. То ли ужесточение лимита решит все проблемы с воспитанием игроков, то ли его отмена позволит повысить уровень конкуренции.
Видимо, устав слушать одни и те же перепалки экспертов, в Российском Футбольном Союзе прибегли к помощи голландских консультантов из Hypercube и предложили возможные пути развития с помощью изменения схемы розыгрыша чемпионата на более зрелищную. Заодно вернулись к теме если не отмены, то существенного облегчения лимита на легионеров. Новые идеи можно воспринимать по-разному, но уже хорошо, руководители не сидят на месте и пытаются заставить лежачий камень дать место воде. При этом, кто бы что ни задумывал, у обитателей высших этажей российской власти всегда есть право хода. И его сделал Владимир Путин, который… Нет, президент не запретил отмену лимита. Он всего лишь высказал мнение.
Фраза президента звучала так.
«Слышал в последнее время: давайте снимем ограничение на количество легионеров. Замечательно. Вам что, неизвестно, что с 1988 года сборная России не играет на Олимпийских играх? Ну и еще не будет 20 лет играть, если одни иностранцы будут».
Можно принять этот посыл Путина как приказ, а можно – как провокационный вопрос руководителя на совещании: возьмите и докажите, что сиюминутные «прививки» в виде отмены лимита действительно могут давать эффект. В конце концов, Путин «троллил» и Сергея Фурсенко за пятерых аргентинцев в «Зените». Однако, никакого вето сверху никто не накладывал – погружение первого лица в футбольные дела принято переоценивать, куда чаще его слова трактуют другие инициативные лица.
Как лимит бывает полезен
В любом случае, аргументы «за» и «против» лимита найдут каждый свою доказательную базу. Факт, на который опирается президент страны – последняя победа еще при СССР – ностальгический момент не только для нас, но и для стран Восточной Европы, которые с распадом соцлагеря перестали радоваться успехам своих клубов и сборных. Однажды я встретился с Дарко Панчевым – тем самым нападающим «Црвены Звезды», чей одиннадцатиметровый принес победу команде из объединенной Югославии в Кубке чемпионов незадолго до того, как этой страны не стало – в 1991-м. И легендарный футболист очень жестко высказался о современной рыночной экономике.
– Югославия была прекрасной страной, – говорил Панчев в интервью «Спорту День за Днем», – И у нас были замечательные спортсмены, огромное их количество. Кое-кто извне уничтожил нашу страну и, соответственно, систему спортивного воспитания. Которой все гордились. Сейчас на Балканах удается поддерживать прежний уровень разве что в баскетболе и водном поло. Может быть, еще в гандболе. И речь не только о спорте. Недавно у нас проводился опрос жителей страны, им предлагалось сравнить жизнь сейчас и 25 лет назад. Так вот, 90 процентов высказалось за то, что лучше жилось в Югославии. Уровень жизни упал в каждой из наших бывших республик.
Как вы понимаете, легионеров не было ни в Югославии, ни в Румынии, представитель которой – «Стяуа» – выиграл Кубок чемпионов за несколько лет до «Црвены Звезды». Но даже несмотря на то, что мнение Панчева, которое наверняка поддержит немало югославов, румын, поляков (ох, как они ошиблись, увлекшись натурализацией футболистов для сборной перед домашним Евро-2012!) или даже чехословаков, имеет вес, время ушло вперед и только жесточайшее геополитическое разделение на блоки может воссоздать картину 80-х. Чего все-таки не хотелось бы.
Рангник: «Вспоминайте Англию!»
«Спорту День за Днем» удалось получить комментарий консультанта «Локомотива» Ральфа Рангника, который с начала нулевых стал «иконой стиля» современного футбола. За пару месяцев погружения в российские дела Рангник сформулировал собственный взгляд на его развитие, в том числе и на реформы, предлагаемые Hypercube.
– Лимит никак не поможет росту результатов сборной России. Это ошибка! Когда-то то же самое предложили в Англии, чтобы повысить уровень выступлений национальной команды. Но результат в итоге пришел не из-за ограничений, а благодаря реформам в юношеском футболе. Именно последовательная работа в этом направлении может давать результат, а не всякие искусственные меры. В итоге уровень игроков, выходящих из клубных академий в Англии, вырос настолько, что вопрос лимита перестал быть существенным, – напоминает Рангник.
Реформы в юношеском футболе – это именно то, что происходит прямо сейчас. Благодаря РФС, «зона покрытия» футбола в России выросла за очень короткое время. Этому способствовало и появление ЮФЛ, и внедрение программы «Футбол в школе», о которой «Спорт День за Днем» регулярно рассказывает. Другое дело, что тоннель этот длинный, а о деятельности РФС будут в ближайшие годы судить по результатам. В условиях жесткого лимита ни клубы, ни сборная не дадут мгновенного прогресса – потому что на первый план выйдет качество работы клубов, академий, регионов. А кадры - как раз то, чего российскому футболу не хватает даже больше, чем талантливых футболистов. Собственно, появление в России Рангника – это и есть попытка показать, что можно вести селекцию совершенно другими методами.
– Ошибочно считать, что иностранцы в российском футболе обязательно должны быть бывалыми парнями за 30 – именно такая позиция клубов привела к регрессу российских клубов в еврокубках. Лучшие европейские клубы как раз стремятся к тому, чтобы инвестировать в потенциальных звезд с их ранних лет, когда футболисты еще голодны до успеха и славы. В этом случае клубы могут выиграть финансово, а игроки – в плане карьеры. Искусственное ограничение иностранцев, на мой взгляд – контрпродуктивно. Это влечет за собой инфляцию внутреннего рынка и падение уровня российских футболистов в виду отсутствия конкуренции, – говорит Рангник, который еще до этих слов подтвердил их делом.
Не сумев удержать Мухина, «Локомотив», тем не менее, сменил акцент, проведя селекцию с прицелом на будущее, а не ради того, чтобы «сделать хорошо» стареющим европейским звездам за счет сверкающей Москвы и хорошего предпенсионного контракта. При этом приходится ломать определенные стереотипы, которые, возможно, ставят перед российскими молодыми игроками куда больше барьеров, чем лимит. Например: «В еврокубках должны играть только опытные футболисты». Совсем близкий пример из нынешней Лиги чемпионов, где «Зальцбург» играет вничью на выезде с «Севильей» в среднем возрасте 19,5 лет говорит об обратном, и не «Локо», определенным образом сыгравшему с «Зальцбургом» в прошлой Лиге чемпионов, отталкивать от себя этот факт. Игроки должны быть не старыми или молодыми, а готовыми – профессионально и ментально. С последним у Магкеева, Тикнизяна, Марадишвили проблем нет точно, первое в случае доверия и возможности выступления на высоком уровне придет непременно.
Когда российские клубы рвали еврокубковую группу?
Агент Александр Маньяков в своем телеграм-канале задается вопросом: на что конкретно может быть направлена отмена лимита. Он считает, что доход российских клубов в еврокубках от пары отдельных успехов существенно не вырастет (даже в годы высокой покупательской способности потолком «Зенита» и ЦСКА были 1/8 и, соответственно, 1/4 Лиги чемпионов), а состояние экономики в стране более не позволяет тратить по 50-80 миллионов евро на одного футболиста.
«На данный момент российский чемпионат не интегрирован в европейский трансферный рынок. На нас смотрят, как на страны Ближнего Востока», – считает Маньяков.
Так было всегда, даже в самые тучные годы. Но есть и примеры неплохого распоряжения непригодившимся в Европе ресурсом. Попробуете вспомнить, когда российский клуб прямо-таки катком шел в еврокубках? В сезоне 2014/15 «Динамо» под руководством Станислава Черчесова одержало в группе Лиги Европы 6 побед – над ПСВ, «Панатинаикосом» и «Эшторилом». В первой весенней стадии плей-офф прошло «Андерлехт», и только потом остановилось на «Наполи», с которым также не развалилось на кусочки. За «Динамо» тогда выходили Вальбуэна и Кураньи, и это давало результат. С тех пор, как российские клубы стали жить по средствам (или просто перераспределили финансовые потоки в пользу обладателей паспортов) иностранцы подобного уровня в РПЛ приезжать перестали.
В обратном направлении все выглядит еще более скромно: российские игроки либо проходят обкатку в Чехии и Польше, где, как правило, не становятся теми легионерами, что на голову сильнее местных (назвать можно Караваева и с натяжкой Комличенко), либо есть отдельные примеры Головина и Миранчука, не слишком похожие один на другой. Не исключено, что для последнего матч с Финляндией на Евро станет пиком карьеры, а «Аталанте» придется его продавать. Куда? Правильно, обратно в Россию – где за «паспортиста» с реноме «европейца» могут дать приличные деньги, что бы с ним ни происходило в Серии А. Идея поставить на конвейер трансферы российских игроков выглядит утопично? Нисколько. Новое поколение игроков может оказаться крепче и в чем-то профессиональнее. Нужно просто определить философию и следовать ей. А следовать, как сказал в недавнем интервью «Спорта День за Днем» известный воспитанник Ральфа Рангника Демба Ба, сложнее, чем определить, и это совершенно точно про Россию.
Рангник: РПЛ не нужна сложная схема
Ральф Рангник, назвавший с ходу 5-6 фамилий потенциально сильных российских игроков, не считает российскую молодежь безнадежной. Еще есть «Зенит», который как будто повысил качество состава за счет бразильской линии и начал, наконец, подтягивать воспитанников академии. Все это может стать мощным аргументом в пользу более мягкого лимита, в условиях которого российские футболисты найдут стимулы для роста (скажите еще, что, к примеру, Захарян или Фомин вздумали расслабиться только потому, что обладают российскими паспортами).
– Почему западные клубы всегда выступали лучше восточных? Из-за денег! – возмущался Дарко Панчев в нашем интервью, – Процесс-то пошел дальше! Смотрите: в Бельгии уже нет сильных клубов, в Голландии нет, во Франции осталось два-три. Все деньги крутятся в пяти-шести клубах. И всем остальным все сложнее и сложнее. Почему раньше так не было? Во многих восточноевропейских чемпионатах было правило – игрок до 28 лет не имеет возможности уехать за границу! Это касалось и меня. Представьте себе, как сильно выглядели бы в Европе болгарские, румынские, польские, чешские, словацкие клубы, если бы все лучшие игроки выступали у них? «Спарта», «Спартак», «Стяуа», «Црвена Звезда» – это были конкурентоспособные команды! Но больше этого баланса в европейском футболе нет. И сила где-то в другом месте. Если бы снова вернулся этот закон, может, что-то восстановилось бы. Поверьте, к 28 годам игрок расцветает и еще успеет заработать. Мы-то уходили только за деньгами, а не потому, что нам хотелось уехать. Лига была сильной, стадионы полными. Сейчас все иначе – маленькая группа клубов всех нас уничтожает…
Панчев использует резкие характеристики и он прав в том, что выбирать место в пищевой цепочке европейского футбола сейчас не приходится. Но если определить свой путь, нанять лучших, проанализировать собственную деятельность (например, в «Локомотиве» могут задаться вопросом: так ли на самом деле хороши молодежная команда и «Казанка», как это преподносилось ранее?), можно задать стандарт для своего чемпионата, из которого будут уезжать и за деньгами, и за славой, но уже готовыми к конкуренции игроками. В объединенной Югославии, о которой говорит Панчев, все это было – детские тренеры, система подготовки, интерес общества. Так неожиданно «подружились» два противоположных взгляда.
Чтобы получать навыки, опыт, развиваться молодым российским игрокам в ближайшем будущем непременно стоит ставить задачу перехода в топ-чемпионат. Если еще и селекционные штабы российских клубов смогут находить перспективных футболистов за рубежом и тем будет интересно расти именно в нашем чемпионате (Ральф Рангник доказал делом, что это реально – Бека-Бека и Анжорин приехали в «Локомотив» именно за игровым временем под присмотром «иконы стиля»), лига сможет от этого выиграть даже без сложных схем розыгрыша, которые предлагает Hypercube.
– Самая большая и самая населенная страна Европе с 145 миллионами населения не должна идти по пути австрийской бундеслиги или нидерландской Эредивизии, и не нужно тестировать систему проведения первенства, которая никогда и нигде не была испробована! За последние 7 лет у России было 4 разных чемпионов, что доказывает достаточную конкурентоспособность внутри премьер-лиги. И нет нужды заниматься фундаментальной реорганизацией, нюансы которой еще и поймет не каждый болельщик, –считает Рангник.
У немца еще будет время, чтобы чуть больше разобраться в нюансах российского футбола. Вникнуть полностью – нереально, но и не нужно. Главное – запустить машину, еще важнее – чтобы она заработала. К «Локомотиву» в этом году – особое внимание. Развитие российского футбола зависит сейчас от этого клуба куда больше, чем от результатов в еврокубках. Руководство РФС это, безусловно, понимает, раз Рангнику предлагали занять пост главного тренера сборной…
Фото: EPA