Пожалуй, даже первые откровения Григория Родченкова и доклады Ричарда Макларена не шокировали так спортивную общественность России, как вердикт МОК, совершенно неожиданно поставивший шлагбаум на пути в Пхенчхан многим российским атлетам, никогда ни в чем плохом даже не подозревавшимся. Теперь многие из тех, кто был принципиальным противником бойкота Олимпиады, склоняются к этой вынужденной мере. Не все, разумеется. Дискуссия на эту тему развернулась и в редакции «Спорта День за Днем».
Мнение Сергея Бавли: Надо ехать
Соглашусь с теми, кто считает, будто нас к этому бойкоту подталкивают. Конечно же, не все представители МОК руководствуются подобным устремлением, но полагаю, что есть там и такие политиканы. Никакой логики в решении МОК нет. Нет и намека на здравый смысл. Вообще все происходящее больше напоминает попытку публичной порки неугодной делегации, нежели желание бороться за чистоту олимпийских идеалов, от которых и следа не осталось.
Обидно. И ярость благородная… Но необходимо, убежден, взять себя в руки и лететь в Пхенчхан. Тем, кого допустили. Остальным россиянам — поддерживать своих олимпийцев с невиданным доселе эмоциональным накалом.
Не дождутся! Вот те, кто мечтает об Играх без России, не дождутся! Прежде всего потому, что нам это категорически не нужно, бойкот в первую очередь нанесет мощнейший удар по российскому спорту. Мы потеряем как минимум одно поколение спортсменов, вероятнее — больше.
И давайте объективно: да, относятся к нам паскудно, не так, как к другим, которые тоже не чаем единым силы копят и восстанавливают. Но и накуролесили у нас изрядно, во многом сами виноваты. В этой международной обстановке, которая тайной ни для кого не была (включая спортивное руководство страны), как говорил Михаил Жванецкий, «особенно тщательнеЕ надо, ребята!» А мы подставлялись с присущей безалаберностью и безответственностью, надо признать. Существование системы государственной поддержки применения допинга в нашей стране обвинители так и не смогли доказать, но нарушений-то выявили массу, что и президент России вынужден был признать. И лично начал, отдав соответствующие распоряжения, борьбу с запрещенной фармакологической подпиткой.
За несколько дней до этого жуткого вердикта МОК в Иркутске начиналось зимнее первенство Сибири по легкой атлетике в залах. В первый же день, как на грех, туда нагрянули допинг-офицеры РУСАДА. Как только это стало известно, тридцать девять спортсменов одновременно заболели кто чем горазд и снялись с соревнований! Большинству из них нет и двадцати, это — разрядники, таков уровень турнира. И такая страшная болезненность! Стоит ли говорить, что новость в один миг облетела весь мир. И как знать, возможно, на кого-то при голосовании в МОК и повлияла: вот так, выходит, Россия очищается…
Очищаться надо. Судиться тоже, потому что при чем здесь невиновные, сдавшие сотни допинг-тестов и ни разу ни в чем не уличенные?! Наши спортивные руководители многое проиграли и несут ответственность за происходящее. Сейчас необходимо бороться. За спортсменов, за болельщиков, за честь державы. Не экономить. Наши спортивные юристы не имеют достаточного опыта, но есть крупные западные адвокатские фирмы, в подобных делах собаку съевшие, для которых важны деньги и профессиональное реноме, а не политиканство.
Но только не сдаваться и не бойкотировать Игры. Самоизоляция — это тупик и прощание с большим спортом на долгие времена.
Мнение Олега Евстифеева: Можно не ехать
Когда утерян контроль над ситуацией, любой выход ведет в никуда. У нас имелось время для правильных, разумных шагов, но оно давно закончилось. Можно было строже следить за тем, что принимают ведущие спортсмены. Можно было лучше подбирать кадры. Можно было вовремя отреагировать на замечания борцов с допингом. Теперь уже поздно.
Сейчас у России остался выбор между несколькими очень плохими решениями. Бойкотировать Олимпиаду — это очень плохо. Грозит отстранением от последующих Игр и окончательным подрывом доверия со стороны спортивного сообщества. Никто не уважает тех, кто назло маме отмораживает уши, да еще и гордится этим.
Молча соглашаться с любыми наказаниями? Это значит признать их справедливость от начала до конца. Если мы никак не оспорили «бан» Антона Шипулина и Виктора Ана, значит, мы согласны с тем, что их недопуск имеет веские основания. Укоризненно смотреть в глаза чиновникам МОК не прокатит — это мы уже попробовали не так давно. Опять выходит очень плохо.
Признать наличие допинговой системы и робко, с искренним сыновним раскаянием попросить не карать спортсменов, вовлеченных без ведома? Поздно. Систему уже признали за нас. За раскаяние пожизненные дисквалификации не отменят. О порушенных репутациях скромно умолчим, чтобы не поддаваться истерике, царящей в российском информационном пространстве. Надо понимать, что назад дороги нет.
Разумеется, есть еще один выход — ничего не делать и много громко говорить. Олимпиада? Какая Олимпиада? Заветы Кубертена попраны. Спортивный дух мертв. Олимпийское движение в хаосе. Будем в киберспорт вкладываться. И у нас тут еще чемпионат мира по футболу, не отвлекайте. Вы, кстати, туда попали? Нет? Вот то-то же. Очень удобный выход, но тоже очень плохой. Жалко все-таки спортсменов, которые отдают жизни за эти Игры.
Любой конкретный шаг России прямо сейчас будет плохим и болезненным, потому что она идет по горящей земле. Потушить пожар можно только одним способом: четко понять, что делать в ближайшие годы. Если бойкот, то на законных основаниях (здесь можно упирать как раз на сомнительные отказы) и в сопровождении сотен судебных исков, поданных грамотными юристами. Восстановить репутацию можно, только четко доказав, что с нами поступают несправедливо.
Если нормализация отношений с МОК и ВАДА, то нужно сотрудничать, а не плеваться друг в друга. Пусть МОК четко обозначит свои планы на будущие Олимпиады в отношении сборной России, а та попробует соответствовать нормам, вместо того чтобы посылать спортсменов на бессмысленные заседания с заранее предрешенным исходом.
Обе стороны, и Россия, и МОК, последние годы действовали бессистемно. Россия пострадала от этого больше, поэтому ей в первую очередь нужно выработать план действий. А если нет… Ну что ж, будем вкладываться в киберспорт.
В тему: американцы не приехали — наши отомстили
В XX веке Олимпиады бойкотировались многократно и массово. Двадцать восемь сборных африканских стран не явились на Олимпиаду-1976 в Монреале из-за присутствия новозеландцев, которых обвиняли в сотрудничестве с режимом апартеида в ЮАР. Шестьдесят пять стран не прислали свои команды на московскую Олимпиаду-1980. Большинство отказников таким образом выражали протест против введения советских воск в Афганистан, но некоторые «соскочили за компанию» по экономическим причинам.
Затем СССР отомстил США (главной движущей силе московского бойкота), закрыв Олимпийские игры 1984 года в Лос-Анджелесе для своей сборной и большинства команд соцлагеря. Официальной причиной послужил спор о нормах безопасности.
Это лишь крупные примеры. Единичных отказов было куда больше. Спорт вне политики? Увы, это лишь красивые слова.