На совещании, посвященном подготовке к Универсиаде 2019 года президент России Владимир Путин откровенно признал, что существовавшая в стране система противодействия допингу не сработала.
Президент переломил ситуацию
Показательный, на мой взгляд, момент: глава государства вынужден достаточно долго обсуждать эту проблему. По тому, как говорит Путин, очевидно, что изучал он тему наших допинговых злоключений серьезно и основательно, видимо, понимая ее важность и значимость для международного престижа России.
Президент отметил и то, что доказательства, прозвучавшие в пресловутом докладе Макларена, неубедительны и грешат неточностями, но не стал цепляться за это как за спасительную соломинку. «Имеющаяся и существовавшая до сих пор российская система контроля за неприменением допинга не сработала, и это наша вина — нужно об этом сказать прямо и это признать», — заявил Путин.
Глава государства раскритиковал отечественных спортивных чиновников, которые не помогли должным образом спортсменам.
«Надо признать, что у нас есть достоверно выявленные случаи применения допинга, а это абсолютно неприемлемо», — президент был предельно откровенен.
Путин не был бы самим собой, ограничившись констатацией неприятных эпизодов и критикой. Он достаточно жестко заявил, что государственной поддержки допинга в России нет и никогда не было, а вот борьба с этим явлением примет более масштабный и эффективный характер. Президент надеется, «что Следственный комитет доведет соответствующее расследование до конца и выявит всех, кто виноват в ситуации, которая сложилась».
Будет создана новая система борьбы с допингом, причем выведенная из-под контроля Министерства спорта и правительства. Лабораторию разместят в МГУ. Система будет подлинно независимой.
Речь Путина в Красноярске вызвала в спортивном мире гигантский резонанс.
Глава WADA Крейг Риди сообщил, что воодушевлен прогрессом, продемонстрированным на высшем политическом уровне. Воодушевлен и президент Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF) Себастьян Коэ. Англичанин уверен, что выступление Владимира Путина поможет переломить ситуацию с допингом в России.
Строим для себя?
А ситуация, признаем вслед за нашим президентом, достаточно запущенная. Неделей раньше вице-премьер РФ Виталий Мутко, присутствовавший, кстати, и на совещании в Красноярске, в эфире одного из телеканалов, отвечая на вопрос, не могут ли у нас отобрать футбольный чемпионат мира, несколько неожиданно сообщил, что готовим-то мы турнир в конечном счете для себя. Ведь и новые стадионы нам необходимы как стимул для развития отечественного футбола, и вся прочая инфраструктура (аэропорты, транспорт, отели, рестораны...).
Мне в этот момент стало по-настоящему страшно. Я ведь не столь информирован в международных спортивных тенденциях и планах, как вице-премьер.
А тут как раз и очередной удар: чемпионат мира по биатлону 2021 года в Тюмени... пройдет, как выяснилось, отнюдь не в Тюмени.
Обстоятельный разговор о допинге и борьбе с ним в российском спорте на самом высшем уровне давно назрел. Но интуиция подсказывает мне, что изначально вряд ли он планировался именно в Красноярске, где совещание-то было посвящено совершенно иному вопросу.
А полномасштабное по представительству заинтересованных лиц совещание по допингу уместно было бы в Москве.
Будем считать, накипело и промедление, скажем так, вызывало определенные опасения.
Судя по реакции международного спортивного руководства, Путин в Красноярске выиграл для России, выражаясь шахматным языком, и темп, и качество. Мяч (продолжаем придерживаться спортивной терминологии) у нас, остается грамотно им распорядиться.
Прежде не очень-то и удавалось. Но теперь вмешался президент. И теперь, можно надеяться, даже WADA пойдет России навстречу.
Если... не последуют новые разоблачения. Вероятно, исполняя наказ Путина, начинать необходимо с жесточайшего допинг-контроля здесь, в России. Категорически избавляться от тех тренеров, чьи имена приняли уже одиозный характер, как, например, наставник «ходоков» из Мордовии Виктор Чегин. Это тот случай, когда максимальная открытость — залог успеха.
Нам не нужна победа любой ценой
Обратите внимание: Путин признал нашу вину и отнюдь не оказался в положении гоголевской унтер-офицерской вдовы, которая сама себя высекла, напротив, дело, похоже, сдвинулось с мертвой точки.
WADA и IAAF идут на контакт с нами, приветливо улыбаясь. Этот контакт необходимо сохранить и расширить. Для этой цели продолжит свою работу комиссия Виталия Смирнова. Создана и специальная комиссия Государственной Думы.
Главная задача на сегодня — создать такую антидопинговую лабораторию, чтобы ее лицензировало WADA. Чтобы наши спортсмены (легкоатлеты, скажем) вернулись на международные арены, как и, бесспорно, параолимпийцы.
Новая антидопинговая лаборатория должна стать союзником и помощником российского атлета, оговорюсь только, атлета «чистого».
Лозунг «Мы за ценой не постоим» в спорте не тождествен другому: «Победа любой ценой».
Это должны понять и сами атлеты, и их тренеры, и руководители нашего спорта.
Тогда и беспокоиться будет не о чем.
Но пока работа в нужном направлении только начинается.