С Николаевым мы последний раз общались в ноябре 2015 года. Он был нарасхват, поэтому нам выделили всего полчаса. Узнали, как на «КамАЗе» взрываются колеса и куда идет третий глоток воды.
За три с половиной года Николаев выиграл еще три «Дакара» в команде «КамАЗ-мастер», которая выступает при поддержке компании Rad Bull. Теперь у него пять побед на легендарном ралли-марафоне. Одна из них в качестве механика. Остальные – как пилот. Где искать новую мотивацию? Почему за руль «КамАЗа» не посадят женщину? Кто больше всего раздражает на дорогах? Обо всем этом в новом эксклюзивном интервью Николаева для «Спорта День за Днем».
– Смартфон отвлек. Вовремя не увидел светофор, и не хватило дистанции торможения.
– Немного поддел следующую машину. Слава богу, не сильно.
– Наверное, нет (улыбается).
– (Смеется.) «Подснежники», которые выезжают после зимней спячки. Они долго не ездили и начинают удивлять на дороге.
– Бывает подъедешь: аккуратнее, ты на дороге. Но до разборок не доходило.
– До 240 километров в час. Не больше. Это было не на спор, просто хотелось попробовать, что это такое.
– (Смеется.) Нет, это было на специально подготовленной взлетной полосе бывшего аэропорта около десяти лет назад. Я был на «Мерседесе».
– Машина больше не пошла (улыбается).
– Такого не было. Экипаж из трех человек – это маленькая семья на две недели, где мы должны понимать каждого с полуслова. Если кто-то ошибается, надо помочь (в экипаж входят пилот, штурман и механик. – «Спорт День за Днем»).
– Ни в коем случае.
– Своего отца. Еще может кого-то из «Формулы-1». Того же Льюиса Хэмилтона (пилот «Мерседеса». – «Спорт День за Днем»). «Королевские гонки» проходят на асфальте, где нет тряски. Подвеска жестко зажата. Думаю, что ему было бы интересно после этого сесть на джип, который едет по бездорожью. Еще можно пригласить Даниила Квята (пилот «Торо Россо». – «Спорт День за Днем»), но он уже был в нашей команде. Я лично ездил с ним на «КамАЗе». Он сидел рядышком. И за рулем тоже пробовал. Ехали по не очень большим кочкам, в основном по асфальту, но тем не менее ему понравилось.
– Он ездил. В 2000-х годах наша команда была на полигоне в Подмосковье, где Владимир Владимирович протестировал наш грузовик.
– Там был двукратный победитель «Дакара» Фирдаус Кабиров, который все контролировал и подсказывал. Дмитрий Анатольевич (Медведев, премьер-министр России. – «Спорт День за Днем») тоже ездил за рулем «КамАЗа», будучи президентом.
– Больше гордятся. Большинство людей знают, каким трудом достаются победы. А что касается денег, то бюджет команды формируется за счет спонсоров и партнеров, для которых команда интересна в маркетинговом плане.
– Мы считаем, что это не женское дело. Тяжелые нагрузки. Плюс травмоопасно. Женщинам мы этого не пожелаем.
– Нужна сильная выносливость. Проводить 12 часов за рулем грузовика, преодолевая такие сложные участки трассы, – это не каждый выдержит.
– Зарекаться не будем. Но в данный период – нет.
– Думаю, что откажем. Деньги не играют роли. Прежде всего человеческое здоровье.
– Я с 2003 года в гонках. Хотелось бы попробовать дойти до его результата. Если получится, может, и перешагнуть. Но основная задача – показывать, что наша техника самая надежная и быстрая в мире. Мы заводская команда, заводской бренд.
– Запланировано участие в чемпионате России. Потом гонка в Казахстане. Дальше ралли «Шелковый путь», который в этом году начинается в Иркутске, на озере Байкал, а дальше пройдет по трем странам: Россия, Монголия и Китай. Потом протестируем наши автомобили и отправим их на «Дакар».
– Очень скромно. Всей команде, выезжавшей на гонку, хватает только на то, чтобы отметить победу в хорошем кафе или ресторане.
– Для участников «Дакара» важнее сам факт победы. Для многих победа в том, что удалось просто доехать до финиша. «Я сделал это!» – вот главный стимул.
– (Смеется.) Наверное, что-то есть. Но мы не жалуемся. Выполняем свою работу.
– У нас нет таких традиций.
– Не соглашусь.
– Нет. Я предан «КамАЗУ» и заводу. Патриот своего города.
– К счастью, нет. Гонки – это очень опасно! Болельщики должны это понимать. Люди стоят на открытом пространстве. Загородки есть, но не везде. Трассу в семь тысяч километров невозможно всю перекрыть. Болельщики приезжают и встают, где им удобно. Конечно, они стараются подойти поближе к технике.
– Да, мы съездили к нему в больницу. Он понимает, что стоял слишком близко, и видел, как «КамАЗ» стаскивает на него. Еще и споткнулся в тот момент, когда Андрей проезжал и зацепил ногу этого человека. Но наш пилот этого момента не видел! Иначе, конечно же бы остановился.
– Если есть опасность для жизни экипажа и требуется медицинская помощь, то мы обязательно остановимся.
– Ты сразу увидишь, в каком состоянии автомобиль: разлетелся или нет. Ходят люди или нет. Или же ты видишь, что машина лежит на крыше, а человек вышел и машет, что все ок. Значит, со здоровьем все в порядке.
– У нас и сейчас каждый вечер остается дежурный. Он не спит ночью, смотрит за машинами. Потому что можно ждать все что угодно. От конкурентов? Запросто.
– Зачем?! Бивак, где находятся все машины, охраняется организаторами соревнований.
– За мою карьеру такого не было. Оружия с собой не возим. Мы же не на войне. Это спорт.
– Дома на тестах, когда мой грузовик несколько раз перевернулся. Я был один в кабине. Не справился с управлением, но, к счастью, не пострадал. Было небольшое рассечение. Тем не менее все хорошо. Вот стою перед вами.
– В этом году наш грузовик внезапно провалился в зыбучий песок, который был как мука. Потеряли 55 минут на откапывании машины. Она села на «пузо», и выехать уже было сложно. Большая песочница. Ты вроде начинаешь выезжать, но опять проваливаешься.
– Мы себя готовим к гонке. Начинаешь меньше пить. У каждого есть своя мерная доля. В кабине есть термоса с водой. И ты понимаешь, сколько можешь себе позволить, чтобы не захотеть в туалет.
– У нас специальные трубки висят рядом. Не всегда есть возможность попить даже в условиях сильной тряски. Ты держишь трубку зубами и по возможности делаешь глотки. Как часто? Все зависит от сложности спецучастка: насколько ты выдохся.
– Очень давно произошла история со скорпионом. Человек попал в больницу, а экипаж сошел. Замен в экипаже по ходу гонки делать нельзя.
– На перегонах и лиазонах бывает такое, что механик садится за руль. Ты едешь по асфальту, опасности нет.