Уругвай Табареса на ЧМ-2018: выиграли четыре матча из четырех и отправили Роналду домой.
«Желаю тебе найти женщину, которая смотрела бы на тебя так, как игроки сборной Уругвая смотрят на Маэстро». В Твиттере это, конечно, очередной мем. Доведенная до абсурда форма подачи всего свежего и актуального — и все же происходящего в реальности, в которой сборная страны с тремя миллионами жителей «пробивает» на искренне детский восторг.
У журналистов, не любящих предматчевые пресс-конференции за протокольный характер высказываний, наверное, никто не вызывал такого разочарования, как Оскар Табарес накануне матча с Португалией. Учитель по образованию, 71-летний Маэстро не сказал ничего достойного кликабельных заголовков, а под конец брифинга тихим голосом, тяжело улавливаемым уже на третьем ряду, стал говорить о том, что такое настоящее уважение между соперниками: «В 1954 году Уругвай, команда, не потерпевшая ни одного поражения на чемпионатах мира, проиграл в полуфинале Венгрии. Хуан Альберто Скьяффино сказал, что мы проиграли лучшей команде в мире, а защитник венгров, который его закрывал, сказал, что сдержал лучшего игрока лучшей команды в мире». Кто-то из журналистов перестал стенографировать, и только Луис Суарес, сидевший рядом с тренером, слушал с полным смирения лицом, кивая так, будто ему сейчас передают семейную реликвию. Или, по крайней мере, рассказывают, как открываться в зону между Жозе Фонте и Рафаэлом Геррейру.
— Табарес — учитель и всегда передавал нам знания. Однажды мы играли в Японии и делились друг с другом впечатлениями: были поражены японской культурой. После обеда Табарес собрал ребят и долго рассказывал о Японии, её истории, обо всем, что происходило в стране, — рассказывает Диего Форлан, выигравший Золотую бутсу под руководством Табареса за пять мячей на чемпионате мира — 2010 в ЮАР.
Табарес, тренировавший Уругвай еще на ЧМ-1990 в Италии, руководит национальной командой уже 12 лет после второго назначения. Результаты: три подряд выхода из группы на чемпионатах мира, полуфинал в ЮАР-2010 и победа на Кубке Америки 2011. Он занимается не только со взрослыми. Под его руководством работают игроки сборных всех возрастов, начиная с 15 лет, и ни один молодой талант из них не останется незамеченным. Под контролем Маэстро — вся вертикаль футбола в стране, где едва ли не все 3 миллиона жителей сосредоточены в Монтевидео, а стадион «Сентенарио» не перестраивался, не реконструировался и выглядит как бункер, но сохраняет дух, которого не хватает современным, похожим друг на друга стадионам.
Я не верю и не призываю верить в сказки об образованной команде, побеждающей, благодаря умению отыскать Россию на карте мира и хорошим манерам вроде запрета на грязную обувь в расположение сборной (хотя это было бы красиво). Это наивно хотя бы на фоне антирекордов по карточкам на предыдущих крупных турнирах и бесе, вселяющемся в Луиса Суареса, когда побеждать надо любой ценой. Только под давлением исключительного авторитета можно выслушивать воспоминания про 54-й год. Возможно, монополия Табареса в уругвайском футболе и его влияние на правительство делают кому-то очень плохо. Но вот он с костылем, при диагнозе «синдром Гийена-Барре», наверное, только футбол продлевает ему жизнь, и игроки несутся к нему после каждого гола и смотрят так… Ха-ха, вы уже знаете, что пишут в этих ваших твиттерах о том, как они на него смотрят.
После гола в ворота Португалии в первом тайме в Сочи было месту взрыву эмоций, но и любимой Маэстро тишине, в которой каждый, кто проникся рывком Эдинсона Кавани, сидел как окаменевший скиф, не в силах поверить, как нападающий ПСЖ добежал эти пятьдесят метров к углу вратарской, после собственного паса Суаресу в совершенно противоположную точку поля. Но вся сборная Уругвая проводила этот вечер в рывках и спринтах, напоминая об установках великого Деда отечественного футбола. Мяч до Фернандо Муслеры, как до Вячеслава Малафеева в бронзовом «Зените»-2001, должен был долетать только сдутым и спущенным, даже если к нему прикасался своей божественной ногой Криштиану Роналду. Фернанду Сантуш, чтобы «уработать» Уругвай, пожертвовал в центре поля такой фигурой, как Жоао Моутинью, и недоумевал от происходящего. Его команду, в которой нечему ломаться в силу простоты игровой системы, опережали в точно такой же простоте и эффективности действий, так что ни магия Роналду, ни консультация с видеоассистентами не склонила мексиканского судью Рамоса к назначению пенальти на последней компенсированной минуте.
К числу того прекрасного, что несет Уругвай в этот мир, несомненно, относится музыка эмигранта из Венгрии Йожефа Дебая. Гимн Уругвая поют Суарес, Кавани и тысячи их бедных сограждан без претензии на элитарность, но слушая его, каждый раз ловишь себя на ощущении, что находишься в Ла-Скале. Исполнение самого длинного гимна в мире сократили после казуса в четвертьфинале ЧМ-1970: игроки сборной СССР начали разминаться прямо под музыку гимна своего соперника. Но даже нынешних двух минут хватает, чтобы перенестись в мир, когда страна-организатор мундиаля приглашала участников за свой счет, принимая их делегации на кораблях, а общее признание доставалось Скьяффино. Чистая случайность, но Месси и Роналду, не поющие гимны своих стран, уже вылетели из России-2018. И эпохе их великого противостояния осталось не так много.
И просто невозможно себе представить, что однажды закончится эпоха Уругвая Оскара Табареса. Если что-то/кого-то и хочется задержать в вечности, ЧМ-2018 не оставляет выбора.
Уругвай Табареса.
Сочи