К огда ФИФА отдала России право на проведение чемпионата мира – 2018, ожидаемо поднялся целый вал недовольных голосов: «Да разве мы сможем? Гляньте-ка за окно. Вон оно как у нас все!». Я понимал, что этих голосов не избежать. Как понимал и то, что и достаточное количество заметок, уже написанных мною по поводу того, что «чемпионат мира у нас – это хорошо», все равно обречены оставаться «голосом меньшинства». Не меньшинства в государственном понимании. Не как прогноз на условный референдум. А как меньшинство в интернет-реакции. Моментальной. Молодой. И оттого – активной в своем нетерпении. «Не вижу – не верю – невозможно». Это вектор обречен был быть наиболее громким. Тем более что, двигаясь по нему, всегда имеешь чем себя подпитать. Призывы же двигаться «степ бай степ», менять потихоньку свою ментальность или просто (прости, Господи) работать обречены быть воспринятыми либо как наивность, либо просто как старческое нытье.
Я это понимал и не расстраивался. Молодое нетерпение, похожее на реакцию на дедовское: «Вот будешь трудиться и кушать морковку с детства – заработаешь к старости миллион» (реакция понятна: «На что они мне в старости, мне сейчас надо»), – это сейчас данность. Это может нравиться или не нравиться. Это можно принимать или не принимать. С этим нельзя делать только одного – против этого нельзя воевать. Бесполезно. Да и неразумно. Это проходит само. Надо просто подождать. И все успокоится. Знаете, как возмущенное в адрес сборной «Что нам там делать с такой игрой?!» – все равно ведь не помешает сборную там поддерживать, правда? С любой игрой?
Так и здесь. Оно действительно, все вроде успокоилось с течением времени. Англичане притихли. Мне на радио все чаще применительно к составу сборной-18 задают вопрос «Кто?», уже раздумчиво: «А кто вот здесь? И здесь?», а не мегафонно, с условным восклицанием в конце: «Кто?!!! Не вижу! Значит – никто!». Чувствуете разницу?
Только, видать, мы такой народ, что нам длительное спокойствие противопоказано. И вот уже Блаттер как будто нарочно нас поддразнивает, мол, вернем Европу на «весна-осень». И мы опять начинаем заниматься самобичеванием: «Ах, какие же у нас футбольные правители недалекие! Весь мир – туда, а мы – обратно!» Нас не смущает нимало, что Блаттер уже давно не является (а может, и не был никогда) человеком, отвечающим за свои слова.
Однако я понимаю, что по крайней мере в ближайшее время (не недели и даже не месяцы) темы для «неверия» все равно будут возникать. И опять подбрасывать дровишек в костер сомнения: «И мы беремся чемпионат мира проводить?». Даже не будучи к этому чемпионату жестко привязанными. Вот, например: «За проявления расизма РФС грозится снимать очки». Проблема это? Насчет проявлений? Конечно. Серьезная? А то! Почти всегда повод начать очередную пиар-кампанию. В данном случае неважно, что она, проблема эта, не только наша. Нам же проводить, правда? Вот мы и будем под прицелом. Данность, однако. Надо с расизмом бороться? Конечно. Как? И вот тут вступаем на очень зыбкую почву. Ведь и впрямь, как о том неоднократно писали уже многие мои коллеги, наказание за это «снятием очков» может стать проблемой. Потому что создаст прецедент. И может стать инструментом игры отнюдь не в футбол. И поди докажи: это спровоцировано? или нет? Это не говоря уже о том, что «клуб А» нельзя наказывать, потому что это «клуб А». А «клуб Б» – потому что это «клуб Б». Коллега Уткин гениально написал в своем блоге: «И в итоге за это ответит “Томь”, потому что в этом случае никому за это ничего не будет». Цинично малость, но ведь правдиво же, да? Как тут отделить стремление бороться от стремления убедить мир, что «боремся»? Не знаю. Что ж, не надо? Нет, надо. Это дело – не из тех, что «устаканится само». Так как же тогда?
В принципе, знай я доподлинно ответ на этот вопрос, – мог бы смело баллотироваться в президенты РФС. Поэтому, читатель, не будь излишне строг. Думаю, однако, что как лозунг, может, и катит. Но не сейчас. Пока не будет либо придуман (докопеечно), либо жизнью подсказан «алгоритм реализации» – все это надо принимать именно как лозунг. Как «протокол о намерениях». Не больше. Вроде заявления Блаттера. Иначе вместе с водой можно выплеснуть и ребенка.
К слову, в том, что касается лозунгов, я с Сергеем Фурсенко в большинстве случаев как раз согласен. Разве плохо, если бы Кодекс чести начал бы исполняться всеми и всегда? Да, я не очень верю, что футбол может тащить за собой все другие жизненные «срезы». По мне, он скорее является отражением общества. И с этой точки зрения исполнять этот Кодекс поможет скорее духовник (или зеркало). Но это ж не значит, что «жить вот так всем» было бы плохо, правда? Как раз наоборот. Только при нашем обычном «вот пускай сначала ВСЕ перейдут, тогда и я соизволю» – вопросы: «А как это все состыкуется с “Краснодаром”? С “Факелом”?» – они ведь обречены возникать, правда? Ответ же: «Это есть стремление к тому, чтобы риск снятия клубов был минимальным, а в идеале все бы они стали частными. Переход на «осень-весну» в первую голову – это желание сделать так, чтобы клубы учились зарабатывать. Это шоковая терапия. Многие «не доплывут» – мысль эта, если и звучит, то тихо. Мысль эта до большинства болельщиков толком не доведена. Пока, во всяком случае. И даже будучи доведена, состыковку с Кодексом все равно не обеспечит, правда? Политическая воля (любая, в чьем угодно исполнении) с подобным кодексом всегда резонировать не может.
Последняя хронологически история – с количеством трансферных окон – напоминает пока наши (вот не знаю, гневные они выходят или просительные?) письма в фирму, где вы с опозданием заказали два окна, а вам привезли одно. Может, и дойдут, может, и рассмотрят – но вряд ли. Гнев болельщиков в адрес руководства РФС мне по-человечески понятен. Хотя я и не слишком верю, что большинство из них держали эту закавыку в уме все это время. Выступления же руководителей клубов в этом случае напоминают серию «Догадался разведчик». Что ж вам-то, господа хорошие, ЭТО не приходило в голову? Чего ж вы раньше-то не трубили? Как, помните, бывало, в районе 20-го тура начинали ругать календарь, когда приходилось во Владивосток летать? То есть – пока гром не грянет, да? С одной стороны (и тут я уже уверен, что знаю, что делать), руководство РФС просто должно объявить со всех страниц: «Да, ребята, вот тут мы лоханулись, делаем все возможное. Если что – уж простите на первый раз». Пока же только «делаем все возможное». Но со стороны клубных-то «начальств» такая критика – абсолютный абсурд. «Не знали» тут не катит. Вам-то это нужнее, господа. Что ж не изучили-то?
Все это уже имеет меньше отношения к чемпионату мира, соглашусь. Но все же имеет. Мы под прицелом сейчас. Не обязательно всегда – под прицелом критики. Но под прицелом внимания – безусловно. Поэтому все, что происходит у нас, – рассматривают вдвойне внимательно. Не обязательно ругательно (с этим мы и сами справимся). Но – внимательно. А имидж надо собирать. Копить.
Вот я и считаю, что главная сейчас проблема – проблема недостаточного объяснения положения дел. Откровенного. Не исповедального (для любого политика это невозможно), но все же достаточно открытого. Это не может быть всегдашней личной инициативой президента РФС. Он (в этом отношении надо отдать ему должное) – от комментариев не уклоняется. Но их много, проблем. И они все ширятся. Должен быть соответственный аппарат.
Будучи во многом согласен с «лозунговой частью» нашего футбольного руководства, я не могу быть согласен (или нет) с «механизмом объяснения». По причине (пока) полного отсутствия этого механизма. Вот, мне кажется, сейчас задача номер один. Впереди борьбы с проявлениями расизма и трансферных окон. Сергей Фурсенко – кто угодно, но не бездельник. И человек, без сомнения, волевой. Однако ему сейчас приходится быть под огнем критики. И учитывая, что сезон нас ждет тяжелейший, придется под этим (усиливающимся) огнем находиться. А когда любая трудность будет считаться непременно проколом – действия «политически волевые» могут быть на благо «в длинную». Только вот «здесь и сейчас» – это не рейтингово. А наоборот. И рискованно.
Перейдя на «осень-весну», мы осваиваем новую территорию. До конца (как показала история с трансферными окнами) пока не изученную. Потому – рискну предположить, что нас ждет на этом пути еще немало приключений. Они не обязательно будут чьим-то проколом. Но – будут обязательно. Установление ПОСТОЯННОГО контакта между РФС и любителями футбола видится мне первоочередной задачей. И это должен быть публичный контакт. Постоянный. С обратной связью. В одной из центральных газет. Или на телеканале. Чтобы его время помнили как расписание тура.
Кстати, если уж вернуться к чемпионату мира. Тоже ведь пригодится на будущее, нет?
Опубликовано в еженедельнике «Спорт день за днем» №5 (16-22 февраля 2011 года).