Когда стало известно, что в марте России предстоит провести товарищескую игру в гостях с венграми, в Интернете можно Было встретить немало восторженных откликов на тему, как здорово, что играем именно с Венгрией. Мол, заодно появится возможность посмотреть такое прекрасное место, как Будапешт.
Почему не в Будапеште?
Столица Мадьярской страны прекрасна, но незадолго до матча на сайте РФС объявили о переносе встречи в Дьер, тем самым «обломав» не только российских болельщиков, но и журналистов, заранее забронировавших гостиницы в венгерской столице и готовившихся к работе на знаменитом «Ференц-Пушкаш стадионе». Пострадали от переноса игры и сами футболисты. Чтобы добраться из Будапешта до Дьера на автобусе, нужно провести почти два часа в дороге, что само по себе уже довольно утомительно. К тому же, после игры многим из них — в основном, это коснулось тех, кто выступает за рубежом — пришлось переночевать в гостинице возле аэропорта, так как самолетов до Германии и Англии в позднее время нет, и на следующий день лететь в расположение своих клубов, где после бессонной ночи их ждала тренировка.
Но что поделать, если в Венгрии решили пойти по пути своих коллег из немецкого футбольного союза и проводить каждую следующую игру в новом городе. Об этом автору этих строк рассказал капитан сборной Венгрии Роланд Юхаз: «Поля приемлемого качества в нашей стране есть почти везде. В Венгрии серьезно озабочены популяризацией футбола, поэтому стараются проводить матчи в разных городах». Способ, конечно, хороший, и, возможно, новому главе российского футбола Сергею Фурсенко стоит прибегнуть к такой практике, но в Дьере подобный шаг со стороны футбольного руководства страны не особо-то и оценили. «ЭТО штадион» заполнился лишь наполовину, и, как поведал перед игрой венгерский коллега, на матчи с участием местной команды народу собирается и того больше. Что ж, верно после игры заметил Погребняк: «Кому интересно смотреть на команды, которым похвастать на сегодняшний день особо нечем. В ЮАР не будет ни венгров, ни наших».
Негостеприимный Дьер
После Будапешта Дьер, а это шестой по величине город Венгрии, кажется если не деревней, то заброшенным городком. Да, в центре, который, к слову, очень привлекателен, жизнь кипит. Кафешки, бутики, уличные музыканты, молодые парни, раздающие буклеты с рекламой, местные и наши фанаты, размахивающие национальными флагами — все это было, и создавало типичную предыгровую атмосферу, но отойдя метров 200 от центра, сталкиваешься с абсолютно иной картиной. Заброшенные дома, которые вот-вот развалятся, крохотные ларьки, в которых есть газеты, батарейки, какие-то безделушки и даже что-то перекусить. Людей на улицах было негусто, и на вопрос, как дойти до интересующей меня гостиницы, местные жители обычно сначала отмахивались, только услышав незнакомую английскую или русскую речь, а потом, когда перед ними ткнешь на карте в нужную улицу, начинали долго и упорно рассказывать, как мне добраться. Правда, делали это венгры на своем языке и совсем без эмоций и какой-либо жестикуляции, так что даже догадаться было сложно, куда они тебя направляют. Вы не представляете, насколько я обрадовался, увидев туристический центр, но и там языками Шекспира или Гете никто не владел. Пришлось ловить такси. То, что в Дьере не знают иностранных языков, особо не раздражало. Немец или англичанин в российской глубинке, наверняка столкнулся бы с той же картиной. Но, когда стюарды не могут подсказать как пройти до того или иного блока на стадионе, это возмущает. Ладно бы еще честно говорили, что не знают, так ведь еще и отправляют непонятно куда, лишь бы их оставили в покое. Во всем ощущалось, что матчи международного уровня на «ЭТО штадионе» проводятся нечасто. Если вообще не впервые.
Что российских коллег и болельщиков порадовало в Дьере, так это цены. Можно хорошо покушать в ресторане на скромную сумму в 4000–5000 форинтов (600–650 рублей). В Будапеште цены гораздо выше.
Как в Воронеже
В общем, кроме архитектуры в некоторых местах, в Дьере мало что еще напоминало о благополучном Евросоюзе. То же самое можно сказать и о стадионе, на котором проводилась игра между российской и венгерской сборными. Арена, пусть она еще и не достроена, уже сейчас выглядит довольно современно и по-своему оригинально. Стадион расположен в бизнес-центре города, вокруг поля построены огромные офисные помещения. Со стороны, надо отдать должное венграм, выглядит очень эффектно. Но назвать это практичным язык не повернется. Чтобы, к примеру, со стороны входа у ворот хозяев добраться до ворот гостей, нужно проделать путь в полтора-два километра. И это далеко не все «сюрпризы», приготовленные зрителям «ЭТО штадионом». Внутри арены нет ни пресс-центра, ни англоговорящих стюардов, ни розеток, ни чая и кофе. У туалетов, которых на стадионе минимум, собирались такие очереди, что при взгляде на них нужда сразу же покидала тебя на какое-то время. Еще бросилось в глаза, что процентов 70–80 от пришедших венгерских болельщиков на протяжении всего матча щелкали семечки. Шелуху ветром гоняло по всему стадиону, что создавало особую ауру товарищеского матча. Если бы не венгерский язык и пластиковые кресла, можно было спокойно представить себя на стадионе воронежского «Факела». К слову, болельщики у венгров, в отличие от наших, достаточно пассивные, и неудивительно, что несколько десятков россиян зачастую перекрикивали местную торсиду. «Вперед, Россия!», «Нужен гол!» или «Русские, вперед!» можно было услышать гораздо чаще, чем «Уя! Уя! Унгрия!» — самую популярную речевку дьерских поклонников футбола.
Эмоциональный Хиддинк
Если на поле эмоций со стороны российской сборной было немного, в чем, собственно, признались и сами игроки после матча, то Хиддинку, казалось, хотелось победить больше остальных. Не зря же твердят, что запоминается последнее, и Гус это прекрасно понимал. Хоть незадолго до встречи с Венгрией «Волшебник» и признался, что уже полностью поглощен делами сборной Турции, по игре было видно, что голландцу хотелось уйти красиво, пусть даже в контрольной игре. Видели бы вы, как он схватился за голову после упущенного голевого момента Погребняка, как бурно спорил с судьей, который не назначил штрафной в одном из эпизодов. А после удаления Денисова Хиддинк и вовсе выбежал на поле, что-то крича в сторону главного арбитра матча. Резервный судья продолжительное время уговаривал Гуса вернуться на скамейку, и казалось, что вслед за полузащитником «Зенита» сейчас удалят еще и тренера. До второй красной карточки, к счастью, не дошло, но Хиддинк еще долго не мог успокоиться. Даже после игры подошел к хорватскому рефери, пытаясь что-то доказать. Равнодушные, к коим Гуса до игры пытались причислить многие журналисты, так себя не ведут.
Без автографов
После матча вокруг автобуса сборной собралось внушительное количество российских болельщиков, жаждущих сфотографироваться со своими кумирами или получить от них автограф. Женщина с двумя детьми лет шести-восьми, приехавшая на игру из Австрии, спрашивала: «Как думаете, футболисты распишутся? Мои ребята две ночи не спали, ждали встречи с ними. Особенно хотят автографы Павлюченко и Аршавина».
Но игроки, то ли расстроенные от результата, то ли просто уставшие после дороги и матча, сразу направлялись к автобусу, игнорируя собравшихся поклонников. Исключения составили лишь капитан сборной Сергей Семак и Павел Погребняк. Они уделили несколько минут фанатам, за что услышали от болельщиков много лестных слов в свой адрес. Остальные же прошли мимо.
Заканчивать хочется хэппи-эндом, и он в нашей истории с фанатами все-таки наступил. Ребятишки, приехавшие на футбол со своей мамой, домой уехали с автографами своих кумиров. Менеджер сборной Николай Игумнов взял у ребят альбом и пошел с ним в автобус команды, где наши игроки поставили свои подписи.
Дьер
Опубликовано в еженедельнике «Спорт день за днем» №9 (10-16 марта 2010 года).
Использование материалов еженедельника без разрешения редакции запрещено.