Сборная России в заключительном матче Кубка Первого канала проиграла чешской команде и осталась без главного приза московского этапа Евротура — зато с огромным ворохом проблем перед грядущим домашним чемпионатом мира.
Лоскутные, как триколор
— Да я с детишками фотографировался!
Легендарный Владислав Третьяк как-то совсем непосредственно, почти по-детски объяснял причину задержки своим спутникам, ожидавшим его у служебного VIP-входа на Ледовую арену.
В этой фразе трехкратного олимпийского чемпиона и президента ФХР можно усмотреть одну из главных задач, которую ставила перед собой федерация при организации традиционного Кубка Первого канала. И с которой, следует признать, блестяще справилась.
Хоккей, и без того обожаемый в стране, благодаря декабрьскому турниру еще выше поднял планку народной любви. Новый комфортный «ВТБ Ледовый дворец» за три игровых дня привлек на трибуны огромное количество зрителей, среди которых было множество семейных пар и немало целых фамилий, с малыми детьми. Теми самыми, которым дарил фото на память сам Третьяк. И которые после этого обязательно придут на хоккей еще и еще.
Матчи российской сборной устанавливали один рекорд посещаемости за другим, выводя этот показатель за заоблачную для арены отметку в 12 тысяч. Но этого в принципе можно было ожидать. А вот тот факт, что субботняя игра шведов и чехов собрала шесть с четвертью тысяч зрителей — невиданные доселе для Москвы цифры в матче без участия нашей команды, — стало настоящим и очень приятным сюрпризом.
Наверное, все в порядке было и с маркетинговой точки зрения. Этому аспекту нынешнее руководство ФХР в лице недавно созданного правления уделяет особое значение. Обещанное открытие фирменных магазинов атрибутики под брендом «Красная машина» по всей стране, наверное, пока еще осуществлено в полной мере, однако даже той выручкой от продажи шарфов, флагов, свитеров, бейсболок и прочей сувенирной продукции, которая была массово развернута в холлах арены в Парке легенд, организаторы наверняка могут быть довольны.
Между тем, все то, что касается собственно игры и результатов российской сборной, пока вызывает не меньше вопросов и сомнений, чем их было по итогам ноябрьского Кубка «Карьяла». Символично, что подопечные Олега Знарока на московском турнире во всех трех матчах выходили на лед в разных комплектах формы — красном, белом и синем, и игра команды оставила точно такое же лоскутное, как национальный триколор, впечатление.
Как и предполагал ваш покорный слуга, петь дифирамбы нашей сборной по поводу разгрома полуживых финнов (как выяснилось, половина игроков команды отравилась в Чехии, где в четверг игрался вынесенный матч Кубка Первого канала) было преждевременно. Все игровые проблемы, пунктирно обозначившиеся в поединке со шведами и благополучно — но наспех — замазанные во встрече со сборной Суоми, в воскресенье на фоне мобильных, техничных и мотивированных чехов проступили в гипертрофированном виде.
Весь первый период подопечные пана Вуйтека откровенно возили нашу сборную, так что гол Винцоура выглядел вполне логичным воплощением этого преимущества. Голкипера Мурыгина было откровенно жаль: это в Ярославле у него есть надежный щит в лице игроков обороны и умеющих защищаться форвардов, что позволяет ему штамповать «сухие» серии, словно на конвейере. Чешская же сборная делала с обороной что хотела. Дважды во втором периоде не помешал забить сопернику Денисов, а его партнер по ЦСКА вместе с питерским армейцем Чудиновым зачарованно наблюдали, как Ярушек (между прочим, форвард четвертого — не первого! — звена чехов) спокойно добивает шайбу в ворота после своего же броска.
Где «центры», где спецбригады?
После субботней игры с финнами Знарок посетовал, что судьи так и не дали его подопечным поиграть в большинстве. Да, возможно, пару фолов соперника нашей команды арбитры действительно оставили без внимания. Однако надо привыкать к тому, что против команды, объявившей себя римейком «Красной машины», все конкуренты будут действовать предельно аккуратно и дисциплинированно. А значит, россыпи шансов реализовать большинство ждать не приходится.
Но даже при таком раскладе в трех поединках Кубка Первого канала россияне лишь раз результативно разыграли «лишнего», забив единственный гол шведам. При этом сами и нарушения необязательные себе позволяли регулярно, да и показателем «пенальти киллинга» вряд ли могут быть довольны. Очевидно, что работы у тренерского штаба Знарока над игрой в неравных составах еще непочатый край.
Матч с Чехией обнажил и еще одну проблему нашей сборной. Еще в первом периоде сложилось впечатление, что четвертое звено, в котором на сей раз вышли Дадонов, Андронов и Широков, получает едва ли не больше игрового времени, чем две ударных тройки. Конечно, хорошо, что тренерский штаб доверяет игрокам второго плана, дает им проявить себя. Кстати, новоиспеченный питерец Широков, чей обмен из Омска в СКА на Бурдасова и Хохрякова состоялся накануне, возможно, станет новым вариантом для наставника армейцев Сергея Зубова при формировании звена с Шипачевым и Дадоновым.
Но вернемся к делам сборной. А если частые выходы на площадку «засадного полка» — это следствие неважных кондиций лидеров? Радулов, например, в поединке с чехами запомнился только дежурным удалением, Зарипов — нереализованным выходом «один в ноль». И даже Ковальчук, выдавший голевой пас-конфетку Антипину, больше ничего выдающегося на льду не сотворил.
Положение дел усугубляет еще одна — глобальная — проблема нашего хоккея: жестокий дефицит центральных форвардов. В нынешнем созыве сборной «чистых» центров было фактически всего двое – Шипачев и Картаев. Прохоркин же, Андронов и Апальков — в большей степени универсалы, что, с одной стороны, хорошо, а с другой — ну сами понимаете… На сбор перед турниром, напомним, был вызван нижегородец Галузин, но сыграть в Москве ему помешала травма. И теперь, чтобы опробовать торпедовца (и других потенциальных кандидатов в сборную) в боевых условиях, у Знарока и компании остается не так уж много времени и контрольных матчей.
Как ни печально это признать, сборная России абсолютно по делу проиграла и решающий матч с Чехией, и весь Кубок Первого канала в целом. Генеральную репетицию домашнего чемпионата мира можно без натяжек назвать провальной — учитывая то огромное количество вопросов и проблем, которые за четыре с небольшим месяца предстоит решить Знароку и его ассистентам.
Москва