Согласно статистике, опубликованной в канун Нового года Конфедерацией футбола Бразилии, за 2008 год страну покинули 1176 футболистов — почти на девять процентов больше, нежели годом ранее. Цифра эта неуклонно растет: год назад отправились искать счастья за границу 1085 человек, в 1998-м — 530, а 30 лет назад на заработки уехало всего 87 кудесников мяча.
«Игроки не связывают судьбу с бразильскими клубами, используя их в качестве стартовой площадки для того, чтобы заключить выгодные контракты за рубежом», — считает главный тренер «Палмейраса» Вандерлей Лушембургу. По мнению экснаставника сборной страны, такая ситуация опасна и необходимо что-то сделать, чтобы «препятствовать исходу футболистов». В парламенте Бразилии даже звучали призывы не брать легионеров в национальную команду, чтобы попытаться удержать на родине хотя бы часть футболистов.
Едут в основном в Португалию (209 человек за прошлый год), так как там проще адаптироваться. Охотно перебираются в Германию и Италию (58 и 53 игрока соответственно), другие страны Европы. В Россию в прошлом году прибыло восемь бразильцев. Всего в Старом Свете продолжили карьеру 722 соотечественника Пеле, в Азии — 222, в Латинской Америке — 105, в Северной и Центральной Америке — 69 и в Африке — 15.
Часто можно услышать, что в Бразилии вовсе нет легионеров. Это далеко не так — есть люди, готовые плыть против ветра. В Бразилии даже действует лимит на легионеров. Одновременно на поле могут находиться не более двух иностранцев — довольно жесткое правило. Впрочем, это касается объединенного чемпионата страны, и около половины из 20 участников квоту не используют. Всего в заявках команд на чемпионат 2008 года числилось 154 зарубежных игрока.
В основном, конечно, это южноамериканцы. Общность культур и близость границ делает их привлечение достаточно простым. «В Бразилии ко всем футболистам относятся с уважением. К своим и приезжим. Колумбийцы, уругвайцы, чилийцы, парагвайцы чувствуют себя у нас свободно», — считает бразильский защитник московского «Локомотива» Родолфо. То же можно сказать и о Марко Аурелио, который родился-то в Бразилии, но принял турецкое гражданство и ислам, став Мехметом Аурелио, и в «Португезе» считался легионером. Есть африканцы, японцы, австралийцы.
При этом мало кто из легионеров в Бразилии выходит на первые роли. Есть, разумеется, исключения, вроде аргентинцев Хавьера Маскерано и Карлоса Тевеса, которые играли в «Коринтиансе». Из тех же, кто заработал себе имя в Бразилии и играл там довольно долго, можно отметить аргентинского вратаря «Гремио» Матиаса Кавичиоли, его соотечественника полузащитника «Флуминенсе» Дарио Конку и чилийского нападающего «Ботафого» Карлоса Вильянуэву. Но по словам того же Родолфу: «В большинстве случаев иностранцы у нас на подхвате».
Однако о сербе Деяне Петковиче такого не скажешь. «Он приехал в Бразилию лет десять назад и стал едва ли не легендой «Фламенго» и «Васку». Болельщики буквально молились на него. Он дважды в последние годы признавался лучшим полузащитником чемпионата. А сейчас Деян выступает во «Флуминенсе» — моем бывшем клубе», — рассказывает Родолфо. Начинал Деян в «Црвене Звезде», затем были сборная Югославии, «Реал» и «Севилья». Но взрывной и неуживчивый характер помешал Петковичу закрепиться в национальной команде, то же произошло и в европейских грандах. А вот в Бразилии он себя нашел.
И напоследок о россиянах. Первым объявился в Бразилии вратарь Павел Акимов. В 1923 году он уехал в польскую «Легию», а в 1926-м дебютировал в «Палмейрасе» в качестве тренера.
В 1991 году в «Рио-Бранко» уехал голкипер ЦСКА Юрий Шишкин. В чемпионате штата Сан-Паулу дела у него складывались неплохо, он имел хорошую прессу. Но, к сожалению, получил травму и вынужден был вернуться на родину. Стажировался в «Коринтиансе» и сын Александра Тарханова Юрий. Но легионером в полном смысле слова его назвать нельзя. «Все проще, чем вы думаете, — заявил Александр Тарханов. — Туда его отправил я — для стажировки. И нельзя говорить, что он выступал в чемпионате Бразилии. Ни в одном официальном матче Юрий участия не принимал, его трансфер никому не принадлежит. Его поездка носила обучающий характер».
Кстати, селекционеры бразильских клубов все пристальнее смотрят на Европу. Например, когда в «Валенсии» Рональд Куман посадил на лавку Сантьяго Канисареса, «Флуминенсе» сделал вратарю предложение. Но тот предпочел завершить карьеру.