В субботу на 63-м году жизни скончался выдающийся тренер Виктор Евгеньевич Прокопенко. Советский, украинский или российский – затрудняюсь сказать. Какая уж тут привязка к государству, если я лишь на 21-м году нашего довольно теплого с ним знакомства с удивлением узнал от Вити, что он родился в Мариуполе, а до того, как и большинство его приятелей, пребывал в искреннем убеждении, что он коренной одессит. Многолетний капитан «Черноморца», затем успешный его тренер – кем же ему быть? Одессит – это больше чем географическая привязка, это еще и хорошо понятная всем характеристика. Лучшей для доброго человека с мягким, искрометным юмором и не подобрать. В мире спорта, где очень много сильных и амбициозных личностей, отношения между ними не всегда безоблачны. Прокопенко любили все, кто с ним сталкивался, включая тех, кого он обыгрывал. Он никогда не сообщал гордо журналистам: «Я никого не подсиживаю и на «живое» место не пойду». Этого просто не требовалось, все и так это знали.
Тренерская карьера Прокопенко была очень и очень успешной. Он не боялся грандов, умел мобилизовать своих подопечных на бой с ними. Его скромный «Черноморец» забил «Вердеру» 5 мячей, играя в Бремене. Руководимый Прокопенко «Ротор» умудрился выбить из розыгрыша тогда еще очень престижного Кубка УЕФА «Манчестер Юнайтед». Сколько звездных легионеров (футболистов и тренеров) сменилось за последние годы в «Шахтере», но никогда эта команда не наводила такого шороху в Лиге чемпионов, как в тот год, когда ее тренировал Прокопенко, у которого из иностранцев был только литовец Глевецкас. А обыграли тогда, горняки, и лондонский «Арсенал», и пражскую «Спарту» в ее звездном составе.
Прокоп, как все его называли, был заядлым охотником и уходил в лес на недельку-полторы. Так он проводил свой отпуск, игнорируя дорогостоящие курорты и элитные круизы. А потом «везунчики» наслаждались «охотничьими рассказами». Нехарактерная для футбольного тренера деталь: много лет Прокоп не пил ни грамма. Уместно пояснить, что Витя отказался от алкоголя не из-за какой-либо болезни и не из-за того, что «выпил уже свою бочку», просто решил быть примером для своей семьи. При этом он с удовольствием посиживал с приятелями в барах и ресторанах, где и солировал. В присутствии Прокопенко замолкали завзятые рассказчики, всем хотелось слушать Витю с его шуточками, никогда, кстати, ни для кого не обидными.
Однажды я спросил у него, почему он не возвращается к тренерской работе, хотя у него до последнего дня не было отбоя от заманчивых предложений. «Тренер должен жить свой командой, – последовал ответ. – А я, если узнаю, что Вика чуть-чуть приболела, брошу все и улечу к ней». Вика – его обожаемая внучка, названная в честь деда, оставшаяся в Волгограде без отца, убитого бандитами.
Теперь и без деда. Осиротели и двое детей Виктора Евгеньевича. И весь футбол… российский, украинский, постсоветский?