Никогда в нашей стране не жили люди спорта так сыто и счастливо, как в последние лет двадцать. Никогда у нас не снималось столько фильмов – и с таким размахом – о спортсменах, как в эти годы. И если на стадионах и кортах, в бассейнах и ледовых дворцах наши гвардейцы по-прежнему победоносны, то кинорезультат все еще оставляет желать. И даже те фильмы, что собирают большую кассу, нередко оказываются художественным недоразумением.
Фильм «Федя. Народный футболист» стал приятным исключением. Как все уже, конечно, знают, картина эта, снятая режиссером-дебютантом Николаем Акелькиным по сценарию, написанному спортивным журналистом Ильей Казаковым (для него это тоже дебют в большом кино, и как продюсера) и самим же Акелькиным, рассказывает о пути Федора Федоровича Черенкова (1959–2014) от игрока дубля московского «Спартака» в конце семидесятых до чемпионства 1987 года. Попутно мы узнаем, кто еще не в курсе, что знаменитый игрок, которого любили, пожалуй, все болельщики Советского Союза, страдал психическим расстройством. С ним он мужественно боролся при поддержке друзей и родных, но болезнь все же не позволила ему (наряду с другими причинами) выступить в составе сборной СССР на чемпионатах мира и Европы.
Главное, на что обращаешь внимание – отсутствие фантастических деталей, выдумок космического масштаба и космической же нелепости, которыми обычно сценаристы и режиссеры, люди, как правило, от спорта далекие, пытаются «оживить и украсить» повествование, добавить ему драматургии и глубины. Бог не фраер, а мастер сюжета; жизнь всякого большого атлета сама по себе исполненная драматизма невероятная и правдивая история, не надо здесь ничего выдумывать и приукрашивать, надо просто помочь этой истории рассказать саму себя – и все получится.
Николай Акелькин и Илья Казаков пошли именно по этому пути, и фильм получился подробным внятным киноповествованием, с отличными актерскими работами мастеров советской еще школы (Борис Щербаков в роли Николая Старостина, Николай Фоменко в роли Бескова, на фото; Сергей Мигицко – главврач психиатрической клиники, Борис Каморзин – футбольный начальник), с профессиональнейшей операторской работой (Дмитрий Трифонов); с превосходным кастингом, и в частности, очень точным попаданием с актером, играющим заглавную роль (Станислав Румянцев), с отсутствием ухарей из кавээновской тусовки и «Комеди Клаба» и прочей медийной нечисти; с очень деликатным отношением к чувствительным моментам из жизни главного героя и его окружения; редчайшим для нынешнего массового кино вниманием к нюансам.
Вот небольшая, но значимая деталь. В эпизоде-кульминации фильма – матче киевского «Динамо» и «Спартака» – несколько секунд показывают сидящего на тренерской скамейке Валерия Лобановского (небольшая отличная роль Сергея Чудакова). И в эти мгновения он качается вперед-назад, как когда-то его прототип! То есть мельчайший эпизод, которым вполне можно было пренебречь и не прописывать его подробно, отыгран по максимуму.
Конечно, кино это кино, и в фильме есть домыслы и вымыслы, но, во-первых, не на них строится история, во-вторых, они художественно органичны и убедительны, как, например, эпизод с гипотетическим мимолетным знакомством совсем юного Черенкова и Высоцкого, который вручает ему билеты на свой спектакль.
Как сказал Гоголь о «Капитанской дочке», «всё не только самая правда, но еще как бы лучше ее». В данном случае, не все, конечно. При всем уважении к создателям кино, «Федя» – не «Капитанская дочка». Наверное, хорошо было бы исполнителю главной роли дать чуть больше красок в своей игре. Все же реальный Черенков был, видимо, сложнее. Жаль, что в фильме нет музыкального хита или хотя бы запоминающейся музыкальной темы (вспомним шедевры Данелии, Гайдая, Захарова, Рязанова, Лиозновой). Футбол снят превосходно, но, возможно, как раз эффектных футбольных сцен, в частности тренировочных эпизодов в фильме непропорционально много. Зачем это уточнение «Народный футболист» в названии? Неужели бы мы об этом не догадались?
Но это все, согласитесь, частности. Я не бог весть какой киноэксперт, но за два часа просмотра ни один эпизод фильма не вызвал у меня внутреннего неудовольствия или протеста. Кино аттестовано как 12+, но его смело и настоятельно можно рекомендовать для коллективных школьных просмотров не только подросткам, но и ученикам начальных классов (хотя два часа для них, возможно, будет тяжеловато). А уж юным спортсменам (и не только футболистам) это кино к просмотру обязательно.
Фильм не претендует на открытия в киноязыке, не расширяет горизонты синефилов, драматургия здесь не предполагает создания философской притчи о цене успеха, себестоимости дара, экзистенциальном одиночестве, природе народной популярности и проч. Судя по всему, создатели поставили перед собой локальную камерную, человеческую, слишком человеческую задачу: поставить средствами кино памятник Федору Федоровичу Черенкову, который доставил столько счастья им – и очень многим – во времена их детства и юности, сорок (!) лет назад. Любовь, как известно, не есть киноведческая категория, но для меня очевидно, что давняя любовь, та самая, что не ржавеет, – несущая конструкция этого произведения, которое, собственно, поэтому и получилось.
Как пел упомянутый Николай Фоменко,
Ничего не исчезает,
Даже если жизнь кидает
Нас на вираже.
Ничего не исчезает.
Загляни в себя,
Какая там любовь и красота.
Cправка
«Федя. Народный футболист»
2024
Россия
Режиссер: Николай Акелькин
Сценарий: Николай Акелькин, Илья Казаков
В ролях: Станислав Румянцев, Николай Фоменко, Борис Щербаков, Александра Дроздова, Игорь Петренко, Сергей Мигицко, Александр Носик, Борис Каморзин и другие
Продюсеры: Сергей Шишкарёв, Илья Казаков, Алексей Ахмедов и другие
Оператор: Дмитрий Трифонов
Категория: 12+
Продолжительность: 2 ч 6 мин
Фото: Кадры из фильма «Федя. Народный футболист»