Самое странное, что мы с нетерпением ждали этого момента 10 лет с гаком. Чем популярнее становились «Королевские гонки» в нашей стране, тем чаще слышалось: «А чем мы хуже других-прочих? Почему у всех есть свой Гран-при, а у нас нет?» И вот сбывается мечта — в 2014 году Сочи принимает Гран-при России.
Страна, к настоящему времени благополучно похоронившая собственный автоспорт, наконец добилась своего — на территории России будет построен первый профессиональный автодром высочайшего класса. Придется, видимо, на первых порах смириться с тем, что прибыль от проведения в Сочи Гран-при «Формулы-1» (помимо доходов от продажи билетов) уплывет в руки коммерческого босса «Королевских гонок» Берни Экклстоуна — таковы жесткие правила. Обычно билеты на «Королевские гонки» стоят сумасшедших денег. Как будет в Сочи? Согласятся ли россияне платить большие деньги? Ведь организация гонок — очень дорогое удовольствие. Телетрансляция, по мнению многих ценителей «Формулы-1», даже зрелищнее. У нас в стране нет пока ни соответствующих традиций, ни истории.
Допустим, очередной «тилькедром» (в честь главного архитектора всех последних трасс «Формулы-1» Германа Тильке) строится для того, чтобы у отечественных гонщиков было где соревноваться и совершенствовать свои навыки, чтобы творить новых Виталиев Петровых и Михаилов Алешиных. В конце концов, в той же Германии (Финляндии, Великобритании, Испании и так далее) автодромы заняты круглый год — каждую неделю проводятся заезды в рамках многочисленных «младших серий». Не успевает завершиться одна гонка, как тут же начинается другая — трассы не простаивают, местные пилоты штампуют круги один за другим. И нечего потом удивляться: отчего, мол, в «Формуле-1» соревнуются только немцы, британцы, испанцы да бразильцы: практика, практика и еще раз практика.
Может, и у нас будет так же? Очень хотелось бы в это верить. Вдумайтесь: на сегодняшний день в России проводятся всего одни соревнования по кольцевым автогонкам: Российская туринговая (полупрофессиональная) суперсерия. Все остальные давно поросли быльем. В ближайшем будущем вроде как собираются открыть несколько трасс (под Москвой, в Нижнем Новгороде и частный трек в Шушарах под Петербургом), но это капля в море. Недаром нашим пилотам, мечтающим хоть чего-то добиться, приходится уезжать из страны. Проблема не в сочинской трассе — проблема в том, что российского автоспорта на серьезном уровне просто не существует.
Напоследок пару слов о планах создания российской команды в «Формуле-1». Мечта болельщика! Но сегодня воплощение этой мечты в жизнь представляется делом очень сложным. На чьей базе строить эту команду — ВАЗа? Или КамАЗа? Российская промышленность в принципе не способна произвести даже гайку для болида класса Ф-1, не говоря уже о двигателе или корпусе.
Жаль, если строительством трассы в Сочи дело и ограничится.
Надеюсь, что возведение автодрома послужит импульсом для развития как отечественного автоспорта, так и отечественной автомобильной промышленности.
Или мечтаю об этом.