Сегодня в небо Лондона взлетит единственная в мире девушка, отыгравшая у земного притяжения более пяти метров...
Полет Елены Исинбаевой вполне может закончиться у дрожащей от волнения планки, а может стать триумфальным, но за ним будет следить целый спортивный мир. Как этой легкоатлетке удалось пробиться к славе сквозь стройные ряды футболистов и теннисисток? Почему именно ей удалось стать лицом женской атлетики начала второго тысячелетия? Откуда взялись толпы поклонников, которые не дают Исинбаевой спокойно передвигаться по О-**лимпийской деревне? Пока Елена готовится к своему очередному прыжку, «Спорт» изучает формулу любви к ней.
Правда в силе
На Олимпиадах бывают поражения, стоящие побед. Чего далеко ходить: вчера наша Татьяна Петрова-Архипова в марафоне уверенно отвоевала третье место у кенийки, а это почти как перегнать дельфина в плавании на корпус. Но она не выиграла у двух других африканок и потому главной героиней не станет. Публике нравятся победители. В начале 2000-х, когда было очевидно, что позиции российского спорта слабеют, бесконечные победы Исинбаевой были как глоток воды в пустыне. Мировые спортивные издания любят составлять рейтинги крутости, а обладательница 28 мировых рекордов в таких рейтингах может быть только на одном месте. Даже манера прыгуньи игнорировать выступления соперниц, прикрыв глаза кепкой или полотенцем, подчеркивала ее силу.
Будь в центре
Но ведь в мире много спортсменок-победительниц. Та же синхронистка Наталья Ищенко вообще не знает других мест, кроме первого. Все дело в виде спорта. Во-первых, прыжки с шестом входят в олимпийскую программу, значит, раз в четыре года их показывают на экранах мира. Во-вторых, они понятны массам. В фехтовании ты можешь десять лет подряд побеждать всех, но неискушенный зритель все равно не поймет, как ты это делаешь. В спортивной гимнастике можно набрать рекордную сумму баллов, но человек на трибуне закричит: «Судьи куплены!»
А вот самый популярный атлет мира Усейн Болт всего лишь бежит стометровку. Любой человек может ее пробежать! Это вам не веломарафон, не спортивная ходьба. И любой человек видит, что именно точеная часть тела Болта первой пересекает финишную черту. Никаких судей, никакой удачи. Как и в прыжках с шестом.
Вам наследство от дяди
Что выделило прыжки с шестом из общей легкоатлетической программы? Почему бы зрителю не восхищаться дискоболами, как поступали древние греки? Все просто: именно в этом виде на рубеже веков появилась россыпь талантов, соперничающих друг с другом во всем своем великолепии. Сергей Бубка фантастически популярен — да про него даже в КВН шутили! Борьба Стейси Драгилы и Светланы Феофановой была достойным эхом «холодной спортивной войны» между США и СССР. Елена Исинбаева появилась после них и невольно воспользовалась их славой. А потом создала свою. Будь Исинбаева единственным шестовым феноменом, ей вряд ли удалось бы достичь такой известности. Зритель ведь ко всему прочему любит, чтобы была борьба, а если всегда побеждает один и тот же, то трибуны недовольно зевают…
И просто красавица!
Исинбаеву приятно размещать на заглавных страницах сайтов и первых полосах газет. Чемпионки мира по единоборствам или тяжелой атлетике отпугивают определенную аудиторию, а тут — без проблем. Знойная черноволосая красотка одинаково шикарно смотрится в вечернем платье на церемониях и в обтягивающей майке — на дорожке.
Под знаком Близнецов
Елена в интервью часто повторяет, что она родилась под знаком Близнецов и умеет совмещать несовместимое. С одной стороны — чемпионские титулы, эффектные фото, приемы у президентов и принцев, солидные премии за победы, дорогое авто. Но в то же время в гламурной тусовке замечена она не была, травку, подобно Майклу Фелпсу, не курила, никаких кальянов опять же. Родители — простые рабочие, живет Елена в родном Волгограде (хотя был у нее и период жизни в Монте-Карло), любит песни Аллы Пугачевой, в молодости ездила на тренировки на трамвае. Никакого сравнения с недосягаемой Марией Шараповой. Но и простушкой ее не назвать: чемпионский гонор Исинбаевой, эта фраза: «Я проиграла самой себе» — многих раздражали. Сложный и очень интересный портрет настоящей живой спортсменки, а не идола моды.