Завершавшийся в Нальчике четвертый этап Гран-при ФИДЕ помешал шахматной общественности оценить решения Арбитражного суда в Лозанне от 22 апреля этого года. Тот «приговорил» Европейский Шахматный Союз (ЕШС) отменить итоги состоявшихся в марте индивидульных чемпионатов континента (в Будве и Санкт-Петербурге) и организовать их заново, а также обязал провести новые выборы мест проведения Кубков европейских клубов (мужского и женского) и молодежного чемпионата Европы этого года.
Тяжба между ЕШС и шахматной федерацией Турции ведется давно — с августа 2007 года. Главная, на мой взгляд, причина — это амбиции президента турецкой шахматной федерации Али Нихат Язычи, который, во-первых, хочет, чтобы в его стране проводились все крупнейшие европейские соревнования, а, во-вторых, судя по всему, непрочь занять место нынешнего президента ЕШС Бориса Кутина, от которого те же полтора года требует отставки. Кроме того, Али Нихат желает, чтобы выборы нового руководства прошли, конечно же, в Турции. Впрочем, Европа для Язычи — лишь трамплин для того, чтобы в будущем возглавить ФИДЕ, о чем он уже намекал.
Как ни странно, Турции жаловаться на невнимание со стороны ЕШС нет оснований: из двадцати личных первенств континента (по десять мужских и женских) пять (три мужских и два женских) проведено в Турции — больше, чем в любой другой европейской стране. Россия, например, впервые приняла соревнование только в этом году.
Несколько слов о проведенных в марте чемпионатах континента. Мало того, что он принес большой успех российским шахматистам (у мужчин чемпионом стал Евгений Томашевский, вторым — Владимир Малахов; у женщин — Татьяна Косинцева, третьей — Наталья Погонина). По его итогам многие россияне отобрались в мужской Кубок и женский чемпионат мира. Так, в Кубок мира, кроме призеров, попали Никита Витюгов, Борис Грачев, Эрнесто Инаркиев, Михаил Кобалия, Александр Мотылев, Артем Тимофеев, Борис Савченко, Константин Сакаев, Санан Сюгиров. И теперь, в случае отмены итогов соревнований, может быть проведен новый отбор, за поездку на который, мягко говоря, не жирующим гроссмейстерам надо будет снова платить «свои кровные»… А сколько средств и сил было вложено в проведение в Санкт-Петербурге женского чемпионата — все, кто на нем побывал, могли оценить по достоинству.
Мы, конечно, не в курсе того, подписывали ли какие-либо бумаги ЕШС и федерация Турции в отношении проведения соревнований европейского календаря 2009 года. Наверняка, решения Арбитражного суда в Лозанне строго основываются на юридических нормах и документах. Но хорошо известно, что многое (если не все) зависит от поддержки исков квалифицированными юристами, международными организациями, от предыстории взаимоотношений. Обращу внимание на заявление господина Язычи, что при выборе мест проведения соревнований ущемлены права Турции, Греции и Грузии. Не составит труда вспомнить фамилии вице-президентов ФИДЕ Георгиоса Макропулоса (Греция) и Зураба Азмайпарашвили (Грузия), а также то, что сравнительно недавно Международная шахматная федерация делила общий Олимпийский дом с другими организациями здесь же в Швейцарии. Но это, конечно же, случайное совпадение.
Небольшая ассоциация.
Когда питерскому «Зениту» оставили в силе ничейный результат матча футбольного чемпионата России с «Локомотивом» (в конце игры «Зенитом» на поле был превышен лимит иностранцев), руководители КДК обоснововали свое решение не ставить техническое поражение (0:3) тем, что «Зенит» подаст иск на Российский футбольный союз в Арбитражный суд в Лозанну и наверняка выиграет дело только потому, что в регламенте такого наказания за данную провинность на тот день еще не существовало. Тогда это объяснение казалось «привязанным за уши», теперь — вполне возможным.
Ситуация в европейских шахматах очень непростая. Конечно, ЕШС сможет подать протест на решение в ту же Лозанну, но это может оказаться лишь пустой тратой времени (сколько вспоминается случаев, когда одних спортсменов отлучали за допинг от спорта, зато другим многое сходило с рук — достаточно вспомнить армию «астматиков» в лыжном спорте, где «пахать» без постоянных приступов болезни просто скучно).
Хочется надеяться на то, что Российская шахматная федерация употребит все свое влияние на то, чтобы проблемы решались в интересах шахматистов, а не в угоду рвущихся к власти отдельных лиц.