В понедельник Петербург стал домом для исполнительного комитета УЕФА. Высокопоставленные гости под председательством президента Союза европейских футбольных ассоциаций Мишеля Платини обсудили ряд актуальных вопросов, которые, впрочем, лишь косвенно касаются российского футбола на данный момент.
Замена Фурсенко на Толстых невозможна
Наиболее важным решением стала передача компании CAA Eleven всех коммерческих прав, относящихся к турнирам сборных. Предыдущая система не позволяла придерживаться равноправного распределения денежных средств, в результате чего те же Франция и Германия получали больше, нежели, например Хорватия. По словам генерального секретаря организации Джанни Инфантино, будет две компании — одна сконцентрируется на соревнованиях сборных, а другая возьмет на себя коммерциализацию прав клубных турниров. «Мы будем придерживаться агентского маркетинга — правообладатель всегда только УЕФА, и именно мы отвечаем за все права», — заметил функционер.
Помимо этого на специальной пресс-конференции были озвучены и другие решения, среди которых можно выделить предоставление Гибралтару временного членства в УЕФА. Но все же большинство собравшихся журналистов интересовал другой вопрос — прибудет ли на исполком экс президент РФС Сергей Фурсенко, ведь именно он представляет Россию в исполкоме УЕФА. Но Сергея Александровича в городе на Неве так и не дождались. Мишель Платини подтвердил информацию представителей СМИ, что Сергей Александрович заболел.
— Решение об уходе со своего поста Фурсенко принял после Евро-2012, — поделился сведениями о «пропавшем» функционере президент УЕФА. — Он сказал мне, что его работа не была сделана должным образом, поэтому он и решил уйти. Я рад, что в России прошли выборы президента РФС в условиях полной демократии. Что же до Фурсенко, то, когда он поправится, мы будем рады его видеть в нашем исполкоме.
— Возможна ли замена Сергея Фурсенко на нового президента РФС Николая Толстых в исполкоме УЕФА?
— Подобная замена невозможна. Должен истечь четырехлетний мандат. Замена не происходит автоматически, потому что должны проводиться выборы, в которых принимают участие все президенты национальных ассоциаций.
«Анжи» в Дагестане играть нельзя
На этом тема Сергея Александровича была исчерпана. Но поднималась другая, связанная с ним. Мишель Платини, отвечая на множество вопросов, рассказал и о том, какой видит работу России по подготовке к проведению чемпионата мира — 2018.
— Мне приятно еще раз очутиться в Петербурге, — рассказал в самом начале общения с журналистами Платини. — Это первый случай, когда я вижу этот город без снега, так как остальные мои визиты чаще всего выпадали на зиму (улыбается). У вас очень красиво. Я смог познакомиться с новым президентом РФС Николаем Толстых несколько ближе и хотел бы пожелать ему удачи на новой должности, а также всего наилучшего вашей стране в подготовке к проведению чемпионата мира — 2018.
— Удовлетворяет ли вас объем работ по организации чемпионата мира — 2018 в России?
— Сейчас ФИФА заинтересована больше подготовкой мирового первенства в Бразилии. Как только оно закончится, все внимание будет переключено на Россию. Пока, считаю, у вас все идет с опережением графика. России надо показать, насколько она гостеприимна, что умеет проводить крупные турниры. Люди увидят все это и будут гордиться тем, насколько качественно все организовано. Посмотрите, как гордятся собой поляки и украинцы.
— Что скажете о работе программы Respect? Слышали ли вы о проблемах расизма в России?
— Эта программа призывает к уважению к игрокам, болельщикам, арбитрам. Она — за разнообразие. УЕФА интересуется только теми матчами, которые организует сам. Но мы знаем, что в странах Восточной Европы есть проявления расизма. В том числе и в России. Но эту проблему должен решать президент РФС. Хочу пожелать россиянам терпимости.
— При каких условиях можно ожидать снятия запрета на проведение еврокубковых матчей «Анжи» в Махачкале? (На вопрос взялся отвечать Джанни Инфантини.)
— Снять запрет на проведение матчей «Анжи» в Махачкале в рамках европейских турниров невозможно. В Дагестане не рекомендуется проводить какие-либо матчи. Поэтому мы просим «Анжи» проводить игры в другом месте, например в Москве. УЕФА проводит ежегодный анализ, чтобы оценить ситуацию с безопасностью.
— Мсье Платини, вас не тревожат активные денежные вливания в футбол представителей Катара?
— Мы смотрим, не тратят ли клубы больше, чем получают. Будьте уверены, мы держим руку на пульсе. При этом УЕФА уже задавался подобным вопросом и в отношении российских команд. Но я бы не хотел называть конкретные имена.
— Что вы думаете о реальности внедрения финансового фейр-плей в России?
— Эта инициатива была начата четыре года назад, и Российская Федерация участвует в ней. Мы в этом контексте меньше говорим о России, чаще всего речь заходит о владельцах, представляющих юг Европы. Еще есть время, чтобы попасть в те рамки, которые мы установили. Нужно постоянно регулировать ситуацию. Наша цель — защитить клубы.
— Не изменилось ли ваше мнение об электронной системе взятия ворот?
— Я против любых технологий в футболе, но ФИФА приняла другое решение. Футбол должен оставаться человечным. При этом не стоит забывать, что все национальные ассоциации по желанию могут внедрять технологии. На уровне же УЕФА исполком единогласно принял инициативу с пятью судьями. Поймите, невозможно, чтобы на каждом стадионе была электронная система взятия ворот. Это миллионные затраты.
— Как относитесь ко всякого рода шуткам, которые связывают УЕФА и «Барселону» в единое целое?
— Я раньше получал призы, являясь игроком не «Барселоны», а «Ювентуса». Я решил создать «Золотой мяч», который вручался бы исключительно представителям европейских чемпионатов. Мы ориентируемся на выбор журналистов 53 стран. Поэтому у нас независимое голосование, которое два года подряд выбирало в качестве победителей Лионеля Месси и Андреса Иньесту. Мы лишь поддержали их выбор.
— Как прокомментируете чуть ли не ультимативное требование по отношению к Турции: страна проводит или Олимпийские игры, или чемпионат Европы?
— Никакого ультиматума не было. Но абсолютно нелогично выставлять свою кандидатуру на проведение двух событий в 2020 году с разницей в несколько дней.
— Стоит ли ждать изменения регламента УЕФА относительно поведения болельщиков на основе расследования дела Хиллсборо, результаты которого были опубликованы недавно (согласно выводам комиссии, болельщики «Ливерпуля» не были виновны в трагедии, произошедшей в 1989 году в Шеффилде. — «Спорт»)?
— Я полагаю, что ситуация и так хорошо регламентирована. Я помню трагедию в Брюсселе, когда «Ювентус» играл с «Ливерпулем», я видел, что произошло. Поэтому могу смело заявить, что стоячих мест больше не будет. Помимо этого были приняты и другие замечательные законы, в результате которых больше серьезных футбольных драм не случается. Давайте продолжать работать в том же духе.