Ситуацию, сложившуюся сейчас в российском биатлоне, можно назвать, мягко говоря, конфликтной. В начале октября в нескольких газетах примерно в одни и те же сроки были опубликованы статьи, написанные будто под копирку, где излагались претензии спортсменов в адрес руководства Союза биатлонистов России (СБР). Мол, члены сборной не обеспечиваются достаточным количеством патронов, до сих пор не заключены контракты спортсменов с СБР, что влечет за собой серьезные проблемы при подготовке к сезону. А недавно члены мужской сборной по биатлону отказались фотографироваться в форме спонсора федерации, мотивируя это сложными отношениями с СБР. Прояснить ситуацию корреспондент газеты «Спорт» попросила президента СБР Александра Тихонова.
– Действительно отечественным биатлонистам не хватает патронов?
– Претензию по поводу якобы нехватки патронов надо адресовать не нам, а организациям, где регистрируется и числится оружие спортсменов. Именно там биатлонистам обязаны выдать и достаточное количество патронов. Спортсменам, по идее, должно быть известно, что СБР – общественная организация и не имеет права закупать оружие и боеприпасы к нему. Однако мы заключили контракт с фирмой «Защита» о поставке высококачественного оружия и патронов для сборной. Согласно этому документу, представители любой территориальной организации могли приехать к нам и приобрести все необходимое.
В начале октября в одной из центральных газет было опубликовано интервью с Анной Богалий, где она высказала подобные претензии в адрес СБР. В этом материале присутствует очень много, мягко говоря, неточностей, которые у профессионалов не могут вызвать ничего, кроме саркастической улыбки. В частности, там говорится о том, что «в целях экономии» тренер нашей сборной по стрельбе Александр Селифонов не захватил с собой на тренировочный сбор прибор, который измеряет напряжение спускового крючка, и часть патронов. Но автору этого опуса надо бы знать, что такой прибор весит всего-то полкилограмма. Да и сам тренер в это время находился в командировке в Германии. Так что можно ли верить подобным словам? Кстати, как заявил тренер Богалий Александр Никифоров, его подопечная отрицает факт общения с журналистом этого издания.
– На ваш взгляд, кто мог инициировать всю эту шумиху?
– Думаю, ситуация была спровоцирована не спортсменами. Они лишь исполнители ролей в чужой игре. В конце декабря в СБР пройдут выборы, и это объясняет многое. Предвыборная лихорадка, как показывает практика, в нашей стране всегда сопряжена с черным пиаром. Ведь когда у нас не было спонсоров, то и не возникало подобных проблем. Сейчас же биатлон стал лакомым кусочком для многих. Во-первых, огромный интерес со стороны телевидения – соревнования по биатлону собирают огромную зрительскую аудиторию. Во-вторых, международному календарю СБР может позавидовать любая спортивная федерация. Судите сами – с 2007 по 2010 год Россия примет финалы Кубка мира, а в 2011-м у нас пройдет мировое первенство. Вид спорта оказался востребованным, как говорят, по полной программе. Естественно, это повысило интерес к СБР. Недаром с нового сезона спонсором российской сборной станет компания Viеssmann, которая, кстати, еще никогда не заключала таких глобальных коллективных контрактов, ограничиваясь индивидуальными договорами со спортсменами. Так что, я полагаю, что весь конфликт со сборной был срежиссирован теми, кто рвется к власти. А разговоры о незаключенных контрактах – это всего лишь повод.
– Почему эти контракты нельзя было заключить раньше?
– Во-первых, потому что лишь недавно было принято новое трудовое законодательство, без учета которого мы не могли составить новые контракты. Что же касается генерального спонсора СБР, то договор о сотрудничестве с компанией «Мечел» закончился 30 июня и новых предложений от них не поступало. Мы очень благодарны «Мечелу» за помощь. Но в будущем сезоне у нас, как я уже сказал, будет новый опекун.
Кстати, с подобной ситуацией, когда контракты со спортсменами заключались непосредственно в преддверии сезона, мы сталкивались и раньше. Но тогда они не вызывали никакого ажиотажа. А все утверждения, будто предсезонка была сорвана, голословны. Все сборы были проведены, поскольку финансировались Росспортом и СБР. И уж тем более неправомочны заявления некоторых спортсменов, что они оплачивали предсезонную подготовку из своего кармана. Пусть принесут нам хотя бы один билет или багажную квитанцию, оплаченную ими, тогда и будет о чем говорить.
– Капитан нашей сборной Павел Ростовцев в своих многочисленных интервью сетует на то, что на предстоящих этапах Кубка мира наша сборная, если наши ветераны не будут там участвовать, не сможет выставить эстафетную команду...
– Это популистское утверждение. Павлу надо знать правила международных соревнований. Действительно, каждая страна на этапы Кубка мира может заявить не более семи спортсменов, из них четверых, входящих в число 50 сильнейших по рейтингу, учитывая итоги прошлого сезона. Расходы по участию квартета лидеров, если они в так называемой «красной группе» (а это первые 25 спортсменов в рейтинге), берет на себя оргкомитет соревнований. Но ничто не мешает федерациям выставить на турниры семерку любых членов сборной, взяв на себя все затраты. Так что без эстафеты мы не останемся.