Чувственность и грациозность женщин, страсть и темперамент мужчин, экспрессия и музыкальность, изящество линий, пластика, стиль, ритм — всем этим смогли насладиться зрители XIII Международного турнира по спортивным бальным танцам «Слава России», который проходил на этой неделе в Москве, во Дворце спорта «Лужники». За день до его окончания президент ФТСР Павел Дорохов ответил на вопросы «Спорта».
— Павел Павлович, а разве танец — это спорт?
— Спортивный танец — это вид спорта. А просто танец — вид искусства. В последние 10–15 лет роль спортивной составляющей в танце особенно возросла. К элементам хореографии добавились акробатические и атлетические компоненты, требующие общефизической и специальной спортивной подготовки. А вообще-то танец — это язык тела. Попытка при помощи пластики показать то, что мы думаем и чувствуем. У нас говорит все — от мизинца руки до пальчиков ног. Конечно, это достаточно ограниченный язык. Но в этом и заключается мастерство танцоров — без единого слова показать свои мысли и чувства.
— Это профессиональный вид спорта или любительский?
— У нас присваиваются разряды и звания. Есть перворазрядники, кандидаты, мастера спорта, мастера спорта международного класса. В этом смысле — мы профессионалы. Но контрактов у нас нет. Спортсмены не зарабатывают денег. Танцуют только из любви к искусству.
— Танцу можно научить любого или нужны какие-то особые способности?
— Можно научить танцевать любого, кто обладает чувством ритма. И танцу все возрасты покорны: от семи лет и до старости. Сам я начал танцевать еще в детстве, когда учился в Санкт-Петербурге, в Суворовском училище. Это была обязательная дисциплина. Тогда это считалось особым шиком.
— В танце, как и в остальной жизни, мужчина ведущий, а женщина ведомый?
— Главный, конечно, мужчина. Но смотрят все на женщину. В таких танцах, как румба и пасодобль, с точки зрения хореографии роль партнерши особенно велика. А что смотреть на мужчину? Он и одет, как правило, только в черное.
— От чего зависит, добьется ли пара успеха?
— Во многом от психологической совместимости партнеров. Ведь на тренировках люди проводят по 6–8 часов вместе. Хорошо, если у них складываются дружеские отношения. Но иногда из-за конфликта расходятся очень талантливые пары. На паркете всегда заметно, если в паре что-то не так. Когда все хорошо, мужчина, уходя с площадки, целует женщину в щеку, она его тоже благодарит. А если они в ссоре, как только сходят с паркета, расходятся в разные стороны. Межличностные отношения в танцах — очень хрупкая субстанция. Могут даже наложить отпечаток сложные отношения между родителями партнеров. Но случается и так, что партнеры женятся.
— А что лучше — когда партнеры в близких отношениях или в дружеских?
— Все зависит от людей. Ведь что такое танец? Это прелюдия будущих близких отношений. Мужчина выбирает женщину, хочет ее увлечь, понравиться. Но еще не известно, как она отреагирует. Поэтому мужчина и одет в черный фрак. Черный — это цвет сдержанности. В танце партнер сдержан, бережет силы и чувства для дальнейших отношений. Именно поэтому мы против излишней чувственности или эротичности в танце. И тем более — открытой сексуальности. Танец — это только намек… А когда танцует супружеская пара, все вроде бы хорошо, но уже все известно. Все произошло. Хотя иногда бывает трудно определить — близки партнеры или нет.
— Когда смотришь, как танцуют профессиональные пары, кажется, что это дается им с такой легкостью…
— Это достигается большим трудом. Их физические и психические затраты сравнимы с забегом спринтера на 400 метров. Но бегуну препятствуют только сопротивление воздуха и притяжение земли. А у нас есть еще партнер. И оба должны изображать удовольствие. Поэтому все наши лучшие танцоры — это еще и прекрасные актеры.
— А кто в танцах впереди планеты всей?
— Россия, конечно. Во-первых, на Западе совершенно не развит детский танец. Во-вторых, все славяне хореографически очень одаренные люди. Мы четвертый год подряд на чемпионатах мира и Европы выходим в финал. А в группах от 14 до 18 лет — лучшие с 1997 года. И уступать не собираемся.