В августе 2008 года мужская сборная России будет участвовать в олимпийском баскетбольном турнире в Пекине. И пусть до главного спортивного форума еще далеко, свою подготовку тренерский штаб команды начинает уже сейчас. Психолог Альберт Родионов принимает в этом активное участие. «Спорт» поинтересовался у известного специалиста, что говорит наука о предстоящем выступлении команды.
— Альберт Вячеславович, а не сыграет ли победа на чемпионате Европы злую шутку с нашими ребятами?
— Да, победа действительно бывает опаснее, чем проигрыш. Из поражения легче выйти — человек видит свои слабые стороны. А победа не дает мотива для дальнейшей работы над собой. Появляется чувство эйфории, и спортсмен останавливается в развитии. Иногда это состояние может длиться годами и переходит в звездную болезнь. Этот недуг есть не что иное, как следствие неправильного переживания победы.
— Кстати, перед началом турнира вы говорили, что игрокам и Дэвиду Блатту не хватает взаимопонимания...
— Я не отказываюсь от своих слов. Тогда действительно был такой период. Но это был естественный процесс. Игроки и тренер проходили притирку. И потом мы давали оценку начальному этапу подготовки, когда сборная была в неудовлетворительном состоянии. В то время баскетболисты и вправду жаловались, что не понимают задумок наставника. Но когда Блатт тому же Леше Саврасенко объяснил, в чем заключается тренерская концепция, все вопросы отпали сами собой. Поскольку в команде не было стопроцентного снайпера, надо было или играть в быстрый баскетбол, или разыгрывать мяч до верного.
— Наставник сборной России перед турниром говорил, что слабое место наших игроков — это психология.
— Блатт показал себя думающим, ищущим тренером. Проделал большую работу, вселил в ребят боевой дух. В Испании перед игрой на доске в раздевалке писал слова «уверенность» и «мужество». А потом говорил игрокам: «Вот что сейчас для вас самое главное. Это поможет вам бороться и побеждать». О патриотизме наставник тоже не забывал. Просил ребят выучить слова гимна. Он сам очень трепетно относится к гимну своей страны. У него потом один журналист спрашивает: «Как же так? Вы ведете российскую команду на матч против Израиля, и поете израильский гимн?» «Да, — ответил Блатт, — Израиль — моя родная страна, — но это вовсе не означает, что я не люблю Россию». Дэвид всегда говорил, что ему нравятся Россия и русские люди. Он не просто отрабатывает контракт. В «Эфес Пилсен» он зарабатывает гораздо больше, чем в нашей сборной. Он действительно по-настоящему болеет душой за команду.
— Тренерская профессия — во многом творческая. А существует ли зависимость уровня мастерства игроков от наличия у них творческих способностей?
— Это скорее мешает. У такого человека тонкая душевная организация. Сергей Тараканов, например (генеральный менеджер сборной. — «Спорт»), — человек творческого склада. Играет на фортепьяно и аккордеоне. Он один из немногих творческих людей, кто добился успеха в спорте. Был очень надежным, добротным игроком, настоящим профессионалом. Но не так часто выдавал феерическую игру. Слишком много думал об этом. Вообще, творческие люди способны как на взлет, так и на провал. А человек, как принято говорить, «кондовый» никогда не прыгнет выше головы, но и не провалится.