Президент РФС пригласил журналистов на встречу в Дом Футбола на Таганке второй раз за полгода. По сравнению с декабрем, папка на столе у Николая Толстых заметно выросла. Президент все чаще доставал из нее различные бумаги, не скрывая: он, Толстых, любит, чтобы все было по документам.
«Я практик, а не теоретик» — одна из фраз, которую Николай Александрович по ходу почти четырехчасовой беседы, состоявшей из официальной и неофициальной частей, повторил, пожалуй, раза три. Историй в той папке — на еще одно собрание сочинений Ленина. Жаль, согласно договоренности, нельзя рассказать читателю правду о российском футболе — ведь так часто от нас, журналистов-всезнаек, требуют доказательств. А может, это и к счастью — правда, как это всегда и бывает, слишком некрасивая.
Впрочем, и часть разговора «под диктофон» не оставляет сомнений в том, что Толстых знает ответы на все вопросы по российскому футболу. А вот когда он их даст и как громко — интрига, причем космических масштабов.
Подавать в суд — право «Зенита»
— Начата работа по формированию уважения субъектов российского футбола к правилам и документам, которые будут приниматься РФС, — Николай Александрович начал сухо, постепенно ловя нужный ритм. — Мы все очень внимательно отнеслись к тому, чтобы все плановые мероприятия были проведены на достойном уровне, включая конгресс УЕФА и зимние турниры в Петербурге. Со стороны Международной федерации футбола была получена высокая оценка. Кроме того, в рамках подготовки к предстоящей Конференции мы объездили регионы, за месяц около десятка, где проводили семинары-совещания с представителями всех лиг, входящих в РФС. Из самой свежей информации: сегодня начался первый этап процедуры лицензирования клубов, которая продлится два дня. В руководство по лицензированию внесены дополнения в части усиления контроля за деятельностью клубов.
— Сколько времени уйдет на доработку по вопросам лицензирования?
— Надеюсь, что клубы, имевшие достаточно для этого времени, привели все дела в соответствие с документами. Комиссия по лицензированию будет руководствоваться только документами, установленными РФС в соответствии с требованиями УЕФА и российскому законодательству. Те, кто с первого раза не пройдут лицензирование, могут подать апелляцию и принять участие в следующем чемпионате. То же самое касается и лицензирования в УЕФА: у клубов было порядка трех лет после объявления этой организацией всех необходимых требований.
— Владикавказская «Алания» собирается перейти на другую форму управления и ее руководство попросило РФС позволить им это сделать. Говорят, что ответа не дождались.
— Ответ они получили — отказ. В письме содержалась просьба о возвращении к форме ОАО, от которого сами учредители на определенном этапе ушли, мотивируя это необходимостью оптимизации в региональных условиях. Мы отдаем должное, что делает «Алания» для развития футбола в республике Северная Осетия, но есть требования ко всем участникам соревнований. Нет препятствий для участия «Алании», но контроль над деятельностью должен осуществлять тот, кто этот клуб создавал. Наша задача при лицензировании — оценить участников соревнований на предмет соответствия законодательства РФ и критериям, заложенным руководством РФС. Никакой предвзятости к «Алании» нет. Думаю, что тем, кто причастен к деятельности клуба, можно порекомендовать внимательно изучить внутренние процессы своей организации. Предложения, направленные на улучшения функционирования системы российского футбола, мы готовы принимать от всех клубов, включая «Аланию». К сожалению, неудачное выступление команды в сезоне повлекло за собой столь необъективные оценки. К слову, большой вопрос, как правильно звучит должность Валерия Газзаева в «Алании».
— Кстати, Газзаев сказал, что ни один клуб не будет соответствовать финансовому фэйр-плей, если не войдет в Объединенный чемпионат.
— Валерий Георгиевич владеет неполной информацией. Мы высказываем свое видение развитие клубного футбола, это же делает Газзаев. Важно от имени кого он это делает и во имя чего.
— Вас можно поздравить не только с выходом сборной России до 17 лет в финал чемпионата Европы, но и решением суда Лозанны оставить в силе решение по матчу «Динамо» — «Зенит». Предполагали, что дело кончится успешно для РФС и предприняли ли какие-то шаги, чтобы укрепить свою позицию?
— Хотелось бы, чтобы возникающие споры решались в РФС и его органах, утвержденных в установленном порядке. И уважались всеми участниками процесса. Но у каждого субъекта российского футбола есть право обращения в СAS. «Зенит» решил обратиться в Лозанну — это его право. Мы надеялись, что в Швейцарии примут справедливость решения РФС и так и вышло.
Выше достижения — больше затраты
— Что будет с системой «осень-весна» и лимитом на легионеров?
— Пообщавшись с клубами, руководителями регионов, специалистами, болельщиками, вывод сделали такой: необходим тщательный анализ этой ситуации. Решение мы должны принять выверенное и соответствующее интересам российского футбола. Вопросы об отмене лимита и смене системы розыгрыша чемпионата на повестке ближайшей Конференции не стоят, но вполне возможно их обсуждение.
— Вы говорили зимой, что переход на «осень-весна» может стать губительным для многих клубов из низших дивизионов из-за несоответствия финансового и спортивного года. Мешает ли это на самом деле клубам второй и первой лиг? Например, «Горняк» (Учалы) уже прекратил существование.
— Неудобства имеют не только клубы из младших по рангу дивизионов. Очевидных преимуществ при переходе на «осень-весна» многие участники российского футбола по-прежнему не видят. Но надо внимательно проанализировать все детали, как я уже говорил.
— Каково в настоящий момент финансовое положение РФС?
— Достаточно сложное. Мы погасили ряд задолженностей, рестуктуризировали их часть. Исполкомом утвержден бюджет в размере 2,7 миллиарда рублей. Нам предстоит ликвидировать дефицит бюджета, с учетом всех запланированных мероприятий и заявок, поданными всеми сборными командами, искать дополнительные источники финансирования. Решением вопроса видится приглашение не отдельных партнеров, а генерального спонсора, который мог бы осуществлять финансирование РФС. В настоящий момент продолжаются рабочие процессы переговоров с серьезными потенциальными партнерами, а пока помощь в объемах, позволяющих проводить все необходимые мероприятия, оказывают менее крупные организации. При этом, обратите внимание, спортивные результаты, показаные нашими национальными командами, можно признать успешными. Молодежная сборная вышла в финальную часть чемпионата Европы спустя 15 лет, опять же пробилась в финал своего Евро команда Дмитрия Хомухи. Эта же команда завоевала право участия в чемпионате мира. «Пляжники» также порадовали результатом. Все это вовсе не говорит о том, что дела идут исключительно благополучно, но означает, что найти талантливых спортсменов и тренеров в России можно. Главное — создать все условия для реализации их таланта, обеспечить дополнительное финансирование. Чем выше достижения, тем больше затраты. Надеюсь, что общая заинтересованность поможет нам решить проблему финансирования. Помимо 500 миллионов прежних задолженностей нам предстоит при успешном выступлении наших сборных заплатить примерно 600 миллионов. Интересно то, что к моменту моего прихода — к сентябрю прошлого года — РФПЛ по установленному графику должен был заплатить РФС большую сумму. График до этого постоянно нарушался. После того, как пришел новый руководитель, платежи срочно осуществили. А что, до этого не надо было платить? Только потому провели, что пришел новый руководитель? Сейчас ситуация сентября повторяется. При этом договор-то действует несколько лет уже! И в нем есть обязательства. Которые нужно исполнять, тем более что РФПЛ — член организации.
В Грозном сомнений нет
— Глава «Спартака» Леонид Федун недавно заявил, что будет требовать приглашения для обслуживания матчей чемпионата России иностранных арбитров. Как относитесь к этой практике?
— Приглашение иностранных арбитров не планируется.
— Считается, что решение отправить финал Кубка в Грозный объясняется финансовым положением РФС...
— У нас нет никаких сомнений, что Грозный проведет финал Кубка на достойном уровне. Никаких иных мотивов выбора, кроме соответствия стадиона этому уровню и желания руководителей региона принять финал у себя, исполком не имел. Не сомневаюсь, в Грозном будет проявлено гостеприимство и поклонниками футбола, и руководителями республики. Это еще и дополнительный импульс к развитию футбола и спорта вообще в Чеченской Республике. Финансовый вопрос мы стали обсуждать только после того, как было выбрано место проведения финала.
— С этической точки зрения не является ли неоднозначным решение провести финал в Грозном после инцидента с участием Рамзана Кадырова?
— За тот инцидент «Терек» уже был наказан. У нас нет сомнений в том, что Грозный сделает все возможное, чтобы состоялся большой футбольный праздник. Подготовка к которому затмит все неприятные моменты.
— Приходилось с тех пор лично общаться с Кадыровым?
— Да. А также с другими руководителями.
— То есть, общий язык найден?
— Конечно. Единая цель, единая задача. Финал Кубка России должен пройти на достойном уровне.
Агенты? Они не сдали экзамен!
— Наставнику молодежной сборной Николаю Писареву предлагают на будущий сезон работу в «Урале». Вы по-прежнему против совмещения должностей в клубе и сборной?
— Я по-прежнему противник совмещения. Тем более у Писарева такая ответственная должность спортивного директора, задача работы на перспективу всего российского футбола. Я вообще не знаю, как это можно совмещать. Более того, вчера разговаривал с Николаем, мы как раз обсуждали игру юношеской сборной в Словакии. Ни о каком «Урале» даже речи не было.
— Агенты утверждают, что вы их притесняете...
— Агенты — такие же субъекты футбола, как и все остальные. Их деятельность регламентируют РФС, ФИФА и законодательство РФ. РФС в рамках своих полномочий, регламента и устава, будет осуществлять контроль за деятельностью этих субъектов. Меня беспокоит реакция агентов на наши законные требования, учитывая, что РФС и выдает им лицензии в рамках устава и будет продолжать это делать. Мы готовы принять конструктивные предложения агентов, но шантаж футбольной власти, в том числе со стороны агентов, недопустим. Было предложено изложить свои мысли по настоящему регламенту, касающемуся агентской деятельности. В рамках полномочий расширили перечень документов, которые агенты должны предоставлять в организацию, выдающую им лицензии. Хочу заметить, что речь идет не только о них. РФС также вправе применять санкции не только в отношении агентов, но и клубов, и футболистов. Влияние агентов на различные процессы достаточно серьезны, поэтому РФС и собирается продолжать контроль за их деятельностью. Кстати, для информации — три футбольных агента добровольно сдали лицензию: Салман Алиев, Абрамов Владимир, Наумов Иван. Что их побудило это сделать? Наверное, возрастание роли РФС в управлении футболом. И понимание, что деятельность агентов привлекает все больше внимания не только в России. Порой влияние агента на игрока сильнее, чем родителей, тренеров, работодателей. И как раз поэтому надо понять его роль в перспективах развития российского футбола.
— Кто не подписал известное письмо агентов, направленное против ужесточения политики РФС?
— Проще сказать, кто подписал — всего 18. Не подписало как раз много. Напомню, кстати, с чего мы начали встречу с агентами. Анатолий Воробьев рассказал им о ходе работы над стратегией развития футбола до 2020 года. В том числе обрисовал, какую роль агенты должны себе найти, чтобы работать во благо российского футбола. Это выступление произвело сильное впечатление на присутствующих. Но, видимо, не все видят себе место в этих планах. Ближайший конгресс ФИФА как раз рассмотрит вопрос по агентам, что доказывает мои слова о том, что эта тема актуальна не только для нашего футбола. И наши действия к агентам не носят субъективного и выборочного характера. Просто ситуация такова, что при массе нерешенных проблем в нашем футболе агентам уходит огромная часть средств. Получают они лицензии при этом в РФС. А когда РФС задает им вопросы по их делам, вдруг в ответ недоумение. Союз же должен консолидировать усилия всех субъектов по реализации стратегии развития, вот в чем его смысл! А не в том, чтобы раздавать права и не требовать взамен ответственности. Все кодексы утверждены.
— Кстати, почему вы отменили Кодекс чести?
— Его не отменяли, просто исключили из устава. Ведь если кодекс прописан в уставе, то его нарушение влечет за собой наказание.
— В письме агентов есть пункт-требование к РФС — изложить, как союз собирается регулировать отношения клубов с иностранными агентами?
— У иностранных агентов также есть лицензии установленной формый. Они также обязаны соблюдать требования регламента ФИФА, РФС и законодательства РФ, так как агенты работают с футболистами, клубами, должностными лицами, и на все эти операции распространяются законы РФ. Создана межведомственная комиссия, которая отслеживает все противоправные действия в российском футболе. Кроме того, у нас есть возможность взаимодействия с государственными органами, которые могут выявлять нарушения без позиции и мнения РФС.
— Верно ли, что ни один из последних пятерых претендентов на получение лицензии агента, не сдал экзамены?
— Да, все так и есть.
Москва