Александр Барановский возглавляет «Крылья Советов» два с половиной года и все это время занят превращением клуба-банкрота в стабильную с финансовой точки зрения структуру. О том, как идет становление «Крыльев», президент рассказал корреспонденту «Спорта».
Нельзя надеяться на бюджет
– Еще весной самарский клуб находился в лидирующей тройке. Это стало для вас сюрпризом?
– Ничего удивительного в этом не было. По сравнению с прошлым сезоном состав команды практически не изменился, а она, если вы помните, и год назад после десяти туров находились в верхней части таблицы. Другое дело, что пресса тогда постоянно твердила о другом. Мол, у нас большие финансовые трудности, команда плохо укомплектована… В общем-то и на данный момент можно говорить о тех же проблемах. Но если на нашей стороне будет удача – обойдемся без травм, к основному составу подтянутся футболисты, на которых рассчитываем, – то и второй круг проведем без спадов.
– С финансированием все должно быть в порядке? «Роснефть» становится спонсором «Крыльев Советов», не так ли?
– Это не спонсорство, а финансовая поддержка. Клуб не должен жить только на бюджетные средства, тем более использовать их разрешено далеко не во всех сферах футбольный деятельности. Так что «Роснефть» как раз станет дополнительным источником внебюджетных средств. У меня, кстати, есть опыт сотрудничества с этой компанией. В течение трех лет, что я был генеральным директором хоккейного клуба «Динамо» (Москва), деньги на развитие инфраструктуры выделяла именно «Роснефть».
– И когда компания станет вам помогать?
– Я непосредственного участия в переговорах не принимал, но знаю, что есть договоренность между правительством Самарской области и «Роснефтью» относительно сентября. Как раз летом мы должны рассчитаться со структурами, подконтрольными Роману Абрамовичу, по тем долгам, что остались еще со времен моего предшественника на посту президента «Крыльев Советов».
– А если эта помощь со стороны не придет?
– Краха клуба в любом случае не случится. Наши игроки каких-либо финансовых проблем вообще не замечают, зарплату получают вовремя.
Страшилка от чиновников
– После многочисленных прошлогодних скандалов, связанных со «странными матчами», ЦСКА судится с представителями СМИ. Вашу команду тоже обвиняли в «росписи очков». Почему не захотели защищать честь «Крылышек» по примеру Евгения Гинера?
– А какой смысл? Мне уже приходилось подавать подобные иски, но, когда выигрывал эти дела, никакого удовлетворения не получал. Потому что извинения в газетах звучали так, что в самый раз было еще раз в суд обращаться. Я не видел ни одного человека, кто был бы доволен после публикации извинений. Тратятся время, деньги, отвлекаются юристы, а толку практически никакого.
– Шум в прессе в итоге привел к тому, что руководители клубов боятся испортить себе репутацию.
– Это правда. Некоторые наши чиновники предлагают создать особую комиссию при Генеральной прокуратуре, которая бы занималась выявлением договорных матчей. Однако, на мой взгляд, это никак не поможет российскому футболу стать чище. Это просто «страшилка» такая. А вот эффект от того, что пресса много писала о проблеме, оказался положительным. Все футбольные люди понимают, что обвинения в их адрес бездоказательны, но очередных подозрений не хотят. Другой метод очищения нашего чемпионата заключается в системе распределения денег, согласно завоеванным местам. По мере того как суммы потенциального заработка будут увеличиваться, команды будут заинтересованы занимать более высокие места.
– В этом плане срыв контракта с «НТВ-Плюс» на пользу пойти не мог…
– Почему вы говорите «срыв»? Мы подписали именно тот контракт, который хотели. Разница лишь в том, что деньги, которые премьер-лига должна получить от телевидения за ближайшие четыре года, перераспределились. Каждый год клубы должны были зарабатывать в общей сложности по 25 миллионов, но в этом году будет порядка 17 миллионов. А те, что сейчас недобрали, придут после следующих сезонов. Мы ничего не потеряли. Но в этой телевизионной истории надо признать одно: так как мы слишком поздно узнали о предложении подписать данное соглашение, то не успели подготовить к переменам болельщиков. У нас в стране принято считать, что человек смотрит ТВ бесплатно. Хотя все каналы живут за счет рекламы и, покупая в магазине любой рекламируемый товар, каждый из нас фактически платит телевидению.
Понятный.Прямой. Открытый
– Выбирая потенциальных новичков в «Крылья Советов», больше ориентируетесь на свой селекционный отдел или обращаетесь за помощью к агентам?
– И своим доверяем, и с агентами работаем. Как с конкретными людьми, так и с целыми компаниями. С тем же Германом Ткаченко контактируем. Журналисты постоянно пытаются создать между нами конфликт. Но его нет. Мы нормально общаемся.
– К слову, когда Ткаченко последний раз приезжал в Самару, приходил на базу команды?
– После того как сдал в клубе дела, он на базу не приезжал. Однако мы с ним регулярно видимся в Москве. Он там живет, я там живу, можем пересечься, когда есть необходимость.
– Как встретите в Самаре Гаджи Гаджиева, который скоро приедет в город с «Сатурном»?
– Что значит «как встретим»?
– Расставание с ним получилось скандальным…
– Опять же резонанс-то был только в СМИ. Хотя в принципе произошла обычная смена тренера. Ничего невероятного. За один сезон по восемь клубов меняют наставников.
– Сергей Оборин оправдывает ваши ожидания?
– Он меня ничем не удивляет. И – слава богу. Понятный, прямой, открытый человек. Работать с ним комфортно. В команде у тренера ровные отношения со всеми игроками, что очень позитивно влияет на коллектив. Нет любимчиков и, соответственно, нет конфликтов на тему, что кто-то играет, а кто-то сидит на лавке. Нет того, что было раньше.
Кстати
«Это как таможенная политика…»
Александр Барановский – один из самых активных противников лимита на легионеров, существующего в российском чемпионате:
– Когда мы на совете РФПЛ обсуждали этот вопрос, то в принципе никто из клубных руководителей не был против лимита как такового. Но многие не согласны с тем, какими темпами должно сокращаться количество иностранцев в заявке на матч. На данный момент наш футбол не готов к тому, чтобы резко ограничить количество легионеров, потому что российских исполнителей, способных их заменить, нет. Это как таможенная политика, когда мы пытаемся защитить отечественный автомобиль тем, что повышаем цены на иностранные. Но при этом качеством самого автомобиля не занимаемся. Лимит на легионеров прежде всего приводит к увеличению стоимости российских игроков. Хотя их уровень не соответствует трансферной стоимости. В первую очередь мы должны думать о том, как подготовить квалифицированных футболистов. Где их готовить? Сейчас существует правительственная программа, в соответствии с которой должны строиться спортивно-оздоровительные комплексы. Так вот в этой программе не значится ни одного футбольного поля! Вот о чем должен заботиться РФС.