Успешное выступление сборной на полях Австрии и Швейцарии заставило обратить внимание на социальную значимость футбола. В дни, когда играла российская команда, в стране царил необыкновенный ажиотаж, а победы над шведами и голландцами вылились в стихийные народные гуляния. Исследовательские центры, изучающие психологический фон в обществе, зафиксировали необычайный всплеск патриотических настроений, чувства гордости за державу, какого еще не наблюдалось в истории современной России. В Москве у станций метро за бело-сине-красными полотнищами выстраивались очереди. Похожая картина наблюдалась и в других городах.
Останавливаться на достигнутом нельзя, иначе победы будут единичными, а не системными. Для того чтобы этого не произошло, необходима четко прописанная стратегия развития. С целью поставить работу по разработке перспективных проектов на научную основу в 2007-м был создан Комитет РФС по реализации программ развития футбола, который возглавил помощник президента России Аркадий Дворкович. В состав комитета вошли 25 человек — представители федеральных и региональных органов власти, ведущие отечественные тренеры и методисты. Они определили и разработали пять приоритетных направлений развития российского футбола.Пирамида талантов
— Один из главных наших приоритетов — создание системы центров футбола на национальном, межрегиональном и региональном уровнях, — рассказал «Спорту» руководитель рабочей группы Комитета по проектам «Центры футбола» и «Футбол будущего», президент Фонда развития футбола Алишер Аминов. — Мы всесторонне изучили опыт ведущих европейских футбольных держав, учли то, что было создано в советские времена, и пришли выводу, что необходима четкая управляемая система, которая охватывала бы всю страну.
— Насколько известно, речь идет о строительстве футбольных центров трех уровней…
— Представьте себе пирамиду. Ее вершиной должен стать единый Национальный центр футбола, своеобразный «второй этаж» составят девять межрегиональных, а основание — 50 региональных центров. В центре будет готовиться не только главная команда страны, но и все остальные сборные. Кроме того, здесь разместятся центр подготовки и переподготовки тренеров, комплексная научная группа, информационно-аналитический центр, Академия детского футбола и другие важные для развития футбола структуры.
— Планы, конечно, грандиозные, но их реализация наверняка займет немало времени, не говоря уже о том, что потребуются немалые суммы...
— Без государственной поддержки проект действительно не осилить. Но эмоциональный всплеск, вызванный бронзовым успехом сборной, позволяет рассчитывать на всестороннюю поддержку и понимание со стороны руководства страны. Напомню, что в последний раз государственная власть активно принимала участие в развитии футбола в 1975-м, когда было принято соответствующее постановление правительства СССР. Тогда к разработке программы привлекли большое количество авторитетных ученых и тренеров. Результаты начали проявляться в 1980-е, а в 1988-м мы выиграли Олимпиаду и стали серебряными призерами на Евро. Наш опыт брали на вооружение, западные корифеи тренерского цеха не стеснялись учиться по учебникам и методикам советских ученых. Нынешняя программа по уровню значимости сопоставима с крупными национальными проектами, и она того стоит. Нельзя ждать, пока в бурьяне вырастут розы. Нужно как можно скорее начинать «прополку» — восстановление разрушенного временем, хроническим безденежьем и безалаберностью. Нужно воспитывать собственные кадры, а не завозить их из-за рубежа. Обратите внимание: в 2007 году у нас в премьер-лиге было зарегистрировано 203 легионера. На их приобретение государственными компаниями и бюджетами субъектов Российской Федерации совокупно тратятся сотни миллионов долларов в год. Россия — главный импортер футбольной рабочей силы. Вряд ли это можно считать достижением.
— Создание футбольных центров — панацея?
— Это путь, по которому необходимо идти, чтобы догнать развитые футбольные державы. Мы и так слишком много времени упустили. Не забывайте и о том, что единые национальные центры для главной и всех остальных сборных — тоже веление времени. Такая практика широко распространена в Европе.
Хорошее дешевым не бывает
— Как модно сейчас говорить, какова цена вопроса?
— Создание Национального центра футбола обойдется примерно в 130 миллионов евро. Если начнем строить сейчас, то завершим работы к концу 2010-го. Надо отметить, что правительство Московской области безвозмездно выделило на эти цели 27 гектаров земли в районе Звенигорода, в живописном месте на берегах Москвы-реки. Средства на строительство планируется привлечь из внебюджетных источников.
— Учитывая размах, комплекс обойдется не так дорого, ведь новый стадион в Санкт-Петербурге, например, стоит вдвое дороже…
— Тем не менее деньги немалые. Строительство каждого межрегионального центра обойдется примерно в 20 миллионов долларов, а каждого регионального — в 15 миллионов. К сожалению, большинство субъектов Федерации — дотационные, они не смогут изыскать такие средства. Соответственно потребуется помощь федерального бюджета.
— По сути это будут футбольные интернаты?
— Иногородние дети, естественно, смогут жить и учиться на территории центра. Местные ребята получат возможность выбирать — уходить домой или оставаться. Здесь кроме жилых комплексов планируется разместить три полноразмерных поля, два поля чуть меньших размеров, медицинский, образовательный, восстановительный, научно-диагностический центры и многое другое. В межрегиональных и региональных центрах будут заниматься наиболее талантливые мальчишки. Единая методика подготовки позволит держать в поле зрения подавляющее большинство одаренных детей и подростков, тренеров и специалистов, оперативно обмениваться положительным опытом и информацией, вести скрупулезный анализ работы тех или иных подразделений. Кроме того, на базе центров будут работать научно-методические лаборатории и курсы повышения квалификации тренеров, ведь сейчас у нас 70 процентов тренеров не имеют специального образования.
— Построить и оснастить всем необходимым 59 футбольных комплексов — на это по меркам России уйдет целая вечность!
— Практика показывает, что больше времени занимает согласование, где строить. Сами работы вполне реально завершить за три, максимум за пять лет.
— Как все это сообразуется с программой «Построим детям стадион»? Не отрицает ли одно другое?
— Ни в коем случае! Национальная академия футбола и другие спонсоры совместно с РФС делают хорошее дело, улучшая материально-техническую базу детского футбола. 110 полей, постеленных в разных концах страны, — большое подспорье общеобразовательным и специализированным школам. Но сами по себе поля не решат проблемы в целом, нужен более глобальный комплексный подход, кардинальные изменения подготовки, чтобы вывести наш футбол на качественно новый уровень. Об этом, кстати, на недавнем исполкоме РФС говорил Гус Хиддинк.
На старт, внимание…
— Вы сказали, что рассчитываете на помощь властей. Все это благие намерения или какие-то шаги уже предпринимались?
— В июле прошлого года члены Комитета по реализации программ развития футбола единогласно проголосовали за проект строительства национального центра в Звенигороде и предложили вынести вопрос на рассмотрение исполкома РФС. В сентябре 2007-го в целях практической реализации проекта учрежден Фонд развития футбола, учредителями которого стали отечественные тренеры клубных и сборных команд и правительство Московской области. С тех пор мы находимся в постоянном диалоге с государственными чиновниками. В частности, в феврале руководство фонда и группа ведущих отечественных тренеров встречались со спикером Госдумы Борисом Грызловым, где мы познакомили Бориса Вячеславовича с приоритетными проектами развития футбола. В марте Грызлов поставил в известность о проектах развития футбола тогда еще президента России Владимира Путина.
— Но ведь Владимир Владимирович больше года назад одобрил программу развития футбола…
— Не совсем так. Здесь нужно быть точными в формулировках. Путин в мае 2007-го дал поручение правительству в рамках Федеральной целевой программы развития физкультуры и спорта на 2007–2015 годы разработать Подпрограмму развития футбола на 2008–2015 годы и возложил обязанности по выполнению этого поручения на Федеральное агентство по физкультуре и спорту в качестве госзаказчика. Концепция подпрограммы была утверждена в апреле 2008-го, а в конце июля Росспорт должен внести в правительство проект перечня соответствующих мероприятий. Создание межрегиональных и региональных центров футбола как приоритетного проекта развития футбола необходимо увязать с концепцией и перечнем мероприятий, заложив в него все задачи, виды деятельности и технические требования, разработанные и утвержденные Комитетом РФС по реализации программ развития футбола.
— Звучит уж больно мудрено…
— На самом деле все не так сложно, как может показаться.
— На какой стадии решение вопроса сейчас?
— Мы обратились к председателю правительства РФ Путину с просьбой поддержать проекты развития футбола и помочь сформировать попечительский совет Фонда развития футбола, в который вошли бы представители федеральных органов власти, политики, бизнесмены, ведущие футбольные специалисты, тренеры. В начале августа планируется совещание у курирующего развитие физкультуры и спорта заместителя председателя правительства Александра Жукова, где этот вопрос будет рассматриваться.
— Попечительский совет может облегчить решение задачи фонду? Почему вы придаете этому такое большое значение?
— Российская действительность такова, что дело идет на лад и спонсоры появляются тогда, когда во главе проекта стоит серьезная политическая фигура. Как только определится государственное лицо, которое возглавит попечительский совет, к реализации проекта наверняка подключится крупный бизнес и можно будет начинать активно претворять проект в жизнь.
Москва
Мнения
Глава Комитетов ФИФА и УЕФА Вячеслав Колосков: «Хорошо забытое старое»
— Система трехуровневой подготовки не нова. В советские времена у нас существовали специализированные футбольные школы, над ними — спецклассы, а вершиной этой пирамиды были футбольные интернаты. Такая структура давала результат — не случайно же наши юношеские команды занимали призовые места, выигрывали европейские и мировые чемпионаты.
С распадом СССР рарушилась и существовавшая система подготовки кадров. Только сейчас у нас кое-где стали стихийно появляться интернаты, но современный европейский опыт подсказывает более прогрессивные методики. В Германии, например, в каждой федеральной земле открыты центры, где занимаются наиболее одаренные мальчишки. Под все это подведена соответствующая материально-техническая, образовательная, медицинская и прочие базы.
Будучи членом Комитета РФС по реализации программ развития футбола, я, естественно, активно поддерживаю идею создания подобных центров и у нас. Теоретически мы пришли к выводу, что это тот путь, по которому необходимо идти. Пора приступать к практическому осуществлению задуманного.
Экс главный тренер «Томи» Валерий Петраков: «За такой проект стоит бороться»
— Я был непосредственным участником всех обсуждений, поэтому могу судить о проекте Национального центра футбола не понаслышке. На совещании у председателя Госдумы Бориса Грызлова Юрий Семин, Валерий Газзаев, Гаджи Гаджиев, Борис Игнатьев выразили мнение тренеров по этому поводу. Центр должен быть единым для всех сборных команд, как в Италии, например, или на Украине.
В Новогорске, где одновременно тренируются команды по 12–14 видам спорта, нормальных условий для работы никогда не будет. База в Бронницах тоже не отвечает современным требованиям — не то место: сложная дорога, мало пространства. В Звенигороде же прекрасно смогут заниматься и юноши, и молодежь, и национальная сборная. Здесь хорошие подъездные пути, заложено строительство методических кабинетов, восстановительных центров и многое другое.
Понимаю, что национальный центр обойдется не дешево, но строим-то не на один год, а на десятилетия. Мне кажется, за такой проект стоит бороться. Подключить всех — и бороться.
Первый заместитель председателя правительства Московской области Александр Горностаев: «Звенигород — лучший вариант»
— При выборе места, где будет располагаться Национальный центр футбола, мы руководствовались несколькими принципами. Во-первых, близостью к Москве. Во-вторых, близостью к аэропортам. Если сравнивать, например, с Бронницами, то из Звенигорода гораздо проще и быстрее можно добраться и до «Лужников», и до Шереметьева, Внукова или Домодедова. Во многом благодаря тому, что транспортное сообщение здесь облегчено — по Новорижскому шоссе движение бывает затруднено крайне редко.
Немаловажно и то, что в Звенигороде отличная экологическая ситуация. Это санаторная зона, где расположено немало профилакториев, домов отдыха. При необходимости здесь можно расселить большую группу гостей.
Рабочее совещание по этому вопросу в правительстве Московской области состоялось еще в ноябре 2007-го. Тогда же Министерству имущественных отношений МО было поручено оказать максимальное содействие в скорейшем оформлении земельного участка, выделяемого под строительство Национального центра футбола. Само строительство намечено завершить к концу 2010 года.
Главный тренер «Сатурна» Гаджи Гаджиев: «Альтернативы нет»
— Проект, подготовленный Комитетом по реализации программ футбола, считаю лучшим из того, что мне до сих пор доводилось видеть. В его основу положены серьезные изыскания по изучению современного опыта Италии, Франции, Германии, Голландии.
Если мы не начнем по-настоящему готовить собственных мальчишек, рассчитывать на какие-то будущие достижения нереально. Европейцы давно уже приняли за основу, что лучше растить кадры в центрах подготовки, оснащенных по последним требованиям науки.
То же самое касается и сборной, которой необходим центр. Те, кто говорит, что национальной команде нужна база, путают дверь с окном. База — это то место, куда сборная заезжает ненадолго. Центр — это дом, где круглогодично ведется научно-методическая работа, переподготовка кадров и многое другое.
Идея Комитета РФС правильна и осуществима, но для ее реализации нужны государственная поддержка и единство ответственных людей. Ведь проект создается не в интересах какого-то одного чиновника, а в интересах всего российского футбола на долгие годы или даже десятилетия.