Удивительный по накалу и эмоциям Евро завершен. Последний матч турнира многих российских болельщиков наверняка заставил припомнить и сказать то, что уже припомнили и сказали те, кто смотрел футбол «рядом». «Мы никому не проиграли, кроме чемпиона». Это правда.
Король Испании
Но по мне куда важнее то, что, комментируя финальный матч на «Плюсе» — и понимая всю банальность (с одной стороны) и «патриотическую выигрышность» (с другой) подобного изречения, — я совершенно не имел желания говорить об этом до финального свистка. А мой коллега по репортажу Василий Уткин, как выяснилось, — и после. Хотелось просто смотреть этот матч, эту волшебную игру испанцев. Комментируя или просто так. Не хотелось, чтобы матч заканчивался. Понимаю: прощаться с ярким событием, которое длится месяц, нелегко. По определению. Однако здесь дело еще и в другом. Это был Евро, на котором ИГРАЛИ В ФУТБОЛ.
Как начали с первого дня — так и продолжали до финала. В последнем матче происходила не стычка харизм, а соревнование — кто лучше играет в футбол. Лучше играли испанцы.
Они играли в каждом своем матче лучше соперника. Лишь одну игру не выиграли в основное время. Пропуская в каждом матче группового турнира, весь плей-офф «прошли на ноль». Позволив создать у ворот Касильяса сборным Италии, России и Германии пяток совокупных моментов. В полуфинале и финале позволив соперникам сделать всего по одному удару в створ. Став единственной на турнире командой, в отношении которой даже при желании не скажешь: «Ну вот сегодня они сыграли не лучшим образом. Так ведь это нормально. Нельзя ж месяц играть одинаково здорово». Не скажешь про них такого. Про любую команду можно сказать: «Вот этот матч был лучше, а этот — хуже. Потому что...» — и дальше объяснять почему. С Испанией-2008 это не проходит. Не было матча «хуже». И выиграла она безо всяких «почемучек». Я такой Испании не видел никогда.
И потому первым, кого я поздравил с победой, был не коллега Уткин (сидевший рядом и, разумеется, болевший за испанцев). Первым был наставник «Красной фурии» Луис Арагонес. Меня, понятно, не слышавший.
Посадить дерево, вырастить сына, построить дом — для него, пожившего и умудренного, игра этой сборной вполне может быть как три в одном. Он долго к этому шел, критикуемый нещадно. И победил. Победил игрой волшебной. Победил в чемпионате, где доминировал принцип «покажи, что у тебя есть». А не «отними чужое». В чемпионате, где грозные форварды вроде Вильи или Нихата выбывали из строя не после ударов по ногам со стороны защитников соперника, а «дергая мыщцу» при исполнении штрафных ударов. Своих. Вот такой это был Евро.
Веселые ребята
Это был Евро, на котором групповая стадия в двадцати четырех матчах «выплюнула» всего три ничейных результата. Ничьи потихонечку пошли позже. В плей-офф. Но и тут матчей визуально «штилевых» на чемпионате могу назвать лишь два. Турция — Хорватия и Испания — Италия. У кого-нибудь повернется язык назвать эти игры скучными? Правильно. СКУЧНЫХ ИГР НЕ БЫЛО. И с этой точки зрения чемпионат в Австрии и Швейцарии, бесспорно, в эксклюзиве.
Сейчас определять его место в «истории мироздания» время еще не приспело. Больше того — эти строки пишутся прямо по горячему следу после финала. Потому, разумеется, никакой вселенской аналитики в этой заметке быть не должно. Если и замахиваться на таковую — так чуток попозже. Пока же эмоций слишком много. И они толкают к рейтингам и символической сборной. Не откажу себе в таком желании. Тем более что, когда я пишу эти строки, мне еще неведом состав этой символической сборной УЕФА. И уж тем более неведомо, кого признают вип-игроком чемпионата. Читатель на момент прочтения заметки будет это знать. Ну так что за беда? В чем задача того, кто берется эту сборную составлять? Угадать, чего нарешают те, кому положено? Или высказать свое мнение? По-моему, второе.
Футбольный концентрат
Итак, моя символическая сборная Евро-2008. Икер Касильяс (Испания) — Серхио Рамос (Испания), Джорджо Кьеллини (Италия), Кристоф Метцельдер (Германия), Юрий Жирков (Россия) — Маркос Сенна (Испания), Арда Туран (Турция), Андрес Иньеста (Испания), Уэсли Снейдер (Голландия) — Фернандо Торрес (Испания), Андрей Аршавин (Россия).
Лучшим игроком чемпионата считаю «опорника» испанской сборной Маркоса Сенну. И последнее. Я не знаю, как разрешится в итоге идея расширить число участников финальной стадии, бродившая тут с первых дней. Но я был и остаюсь ее противником. Дополнительные организационные трудности пусть занимают будущих организаторов. Я же хочу сказать: пока что Евро является этаким «свежевыжатым соком». И по мне — совершенно не обязательно «разбавлять» его. Не потому, что в Европе нет больше шестнадцати «играющих сборных». Есть. И намного больше. И неясно, кто выстрелит, согласен. Но ощущение компактности сюжета, постоянно близкий к точке кипения градус интриги КАЖДОГО матча будет сберечь во сто крат труднее. А это, представляется мне, и есть самое главное.