• Представитель «Милана» в Восточной Европе Реваз Чохонелидзе: Хотели взять Титова под Шевченко

    04.09.07 16:02

    Представитель «Милана» в Восточной Европе Реваз Чохонелидзе: Хотели взять Титова под Шевченко - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Автор: Спорт день за днём

    По дороге к дому Реваза то и дело останавливают прохожие. «С победой над «Дженоа», синьор Резо!», «Что-то давненько вас видно не было – отдыхали?», «’’Севилью’’» обыграем?». Чохонелидзе любезен со всеми. – А что вы хотели? Из 22 лет, что я в Италии, десять прожил в этом самом доме. Здесь все меня знают.

    В России два тренера: Газзаев и Семин

    – Видел у вас на столе программку к Кубку РЖД. Посетили?
    – Да, и скажу вам, что после разрушения СССР российский футбол постепенно возрождается. Если такие турниры в России станут регулярными, то это сильно поможет такому поступательному процессу.

    – А о «Локомотиве» что скажете?
    – Это была серьезная проверка для игроков. Они смогли воочию увидеть разницу между исторически сложившимися профессиональными клубами и… вашими.
    Итальянский, испанский, французский или английский футбол – очень богатые и сильные. И сильных специалистов, тренеров, труды которых определяли бы направление развития современного футбола, там больше. Конечно, нельзя сказать, что в Италии излишек хороших тренеров. Но в России их вообще только двое – Газзаев да Семин.

    – У Газзаева сейчас определенные проблемы в ЦСКА. Говорят о тренерском потолке, отсутствии стимулов…
    – В «Манчестере» тренер работает уже 22 года. Дело не в этом. У Газзаева стимул пропасть не мог. И лично у него проблем нет. Человек, который все выиграл, не может ничего потерять. Скорее наоборот. Вот вы говорите – потолок. Да какой потолок! Мы играли на Кубке РЖД и видели, на каком уровне у вас футбол. На стадии становления. Я бы так сказал: Газзаеву нужно еще лет 10 работать, чтобы потерять мотивацию.
    Проблемы здесь в другом. Мы не знаем, что происходит «за спиной» ЦСКА. Возможно, команда имела экономический стимул. Ребята знали, что за достижение цели они получат столько и столько. А теперь, может быть, начались финансовые неурядицы. Или руководство теряет свои качества. Ведь футбол идет вперед, приходят новые люди. Укрепляются «Спартак», «Зенит», «Динамо», создается конкуренция. Это очень хорошо. Если бы ЦСКА шел сейчас с отрывом в 10 очков, то чемпионат был бы неполноценным. Сейчас конкуренция есть, и это очень здорово.

    – Может, Газзаеву, как и Капелло, нужно часто менять клуб? Недаром они так близки. Может, и тренерские судьбы их в чем-то схожи?
    – Я считаю, это хорошая тенденция: каждые три-четыре года менять клуб. Нужно привносить свою культуру в другие команды. Футбол растет. И во многом именно благодаря тасовке тренеров. Посмотрите, насколько часто в Италии тренеры меняют клубы. С другой стороны, это зависит и от президента. Раньше каждые четыре года в «Милан» приходил новый тренер, а теперь Анчелотти шестой год работает.

     

    Роналдо к вам не поедет

    – Вы говорите о развитии российского футбола. Но одна из сторон нашего футбола – финансовая – уже достаточно развита. Цены на игроков и их зарплаты в России – заоблачные. Тимощук, например, зарабатывает три миллиона евро в год. Ивановичу предлагают четыре…
    – Здесь игроки такого уровня, как те, которых вы назвали, получают 200–250 тысяч евро. В «Лацио» хороший футболист, который постоянно играет, получает 500 тысяч. Остальные – 400, 300… Те деньги, что получают ваши футболисты, незаслуженны. Клубные президенты просто вынуждены идти на это, чтобы привлечь игроков. Я за то, чтобы футболист получал много денег. Только он должен оправдывать это вознаграждение.
    Хотя – что далеко ходить! Кристиано Лукарелли. Он думает: «Мне 32 года, здесь я получаю 350 тысяч евро, я сделал все – лучший бомбардир, ведущий футболист в своем клубе, пойду чуть-чуть заработаю». При этом его уровень стоит выше, чем украинских игроков. А есть молодые футболисты, которым ваши клубы предлагают 1–2 миллиона евро. Но они не идут. Они предпочитают на небольшие деньги поехать в испанский, французский, итальянский, португальский чемпионаты.
    Конечно, президенты у вас готовы платить такие деньги. Но почему Роналдо, Шевченко, Каладзе, Мальдини не идут к вам? Потому что они могут и здесь спокойно получить такие же деньги.

    – В России когда-нибудь были игроки такого уровня?
    – Был. Титов. Мы работали над его кандидатурой долго. Хотели его под Шевченко поставить. Титов очень интеллектуальный игрок, может в любой ситуации дать такую передачу, чтобы игрок завершил комбинацию голом. Для Шевченко такой футболист был необходим. Но когда дошли до того, чтобы ехать в Москву и вести переговоры о его приобретении, в «Милан» взяли Фатиха Терима из «Фиорентины». А он забрал с собой Руя Кошту. Португалец и Титов по характеру очень похожи, но Титов более интеллектуальный. Руи Кошта передерживал мяч. А Титов, наоборот – когда видел адрес, сразу отдавал пас или сам завершал комбинацию ударом.

    – У игроков из бывшего СССР возникают проблемы на Западе?
    – Нет. Говорю на примере Каладзе и Шевченко. Большой плюс, что они переехали за границу в молодом возрасте. Когда это происходит в 26–27 лет, технико-тактическая культура уже вложена, поменять движение, манеру, поведение почти невозможно.

    – А режимных проблем не было?
    – Нет. Когда Шевченко справлял свой первый день рождения в Италии, люди здесь пели, танцевали, а на столах стояли сок и минеральная вода. И Шевченко признавался, что если бы дело было в Киеве, то люди бы уже друг друга не узнавали.
    Зачем Вагнер Лав, если есть Кака?

    – В чем заключается ваша работа?
    – Я работаю в клубе как один из руководителей. Участвую в тренировочном процессе, занимаюсь просмотром кандидатур, которые могут прийти в команду. Ну и в Восточной Европе, если кто-то появляется, начиная от Германии и заканчивая Россией, могу определить, кто он, чем он дышит. У нас есть наблюдатели, которые просматривают разные турниры – не только первых команд, но и юношеские. Пока у вас игроков, интересных «Милану», нет. Русские игроки могут прийти и играть, но россиянин должен быть на десять голов выше, чем итальянский футболист. А когда ты стоишь на том же уровне или ниже, то зачем ты нужен?! Когда в «Милан» пришел Шевченко, он поменял игру команды, изменил взгляды болельщиков на футбол. Каладзе, Руи Кошта, Кака, сейчас Пато – то же самое.

    – Вам сказали, что есть перспективный футболист. Что вы делаете?
    – Я приезжаю, смотрю его, даю свою оценку и характеристику. Потом его едут смотреть другие наши наблюдатели. В итоге мнения и оценки пятерых из шести наблюдателей, которые его просмотрели, должны совпасть. Если такое происходит, то мы этого игрока ведем. Даем знать, что этот игрок нас интересует, но мы его пока не берем, а просто смотрим за тем, как он играет, как он растет профессионально. За это время мы должны узнать его характер, его окружение. В «Милан» приходят только лучшие. И не только как футболисты, но и как люди. Если же футболист хороший, а человек плохой, то его в команду не берут. Так было со многими.

    – На вас лежит ответственность за принятие решения?
    – За игроков, которых я рекомендую, платятся очень хорошие деньги. Относиться к этому халатно нельзя. Права на ошибку у нас нет. Мы сопровождали Шевченко в течение двух лет. То же самое с Каладзе. В Италию приезжали многие – Добровольский, Шалимов, Гуренко, Кутузов. Но они не оправдали ожиданий. Отыграли один год, а потом начали путешествовать по стране. В «Милане» мы такого допустить не должны.

    – Почему не сложилось у тех, кого вы назвали?
    – Они были сформировавшимися футболистами. И поменять их внутренне было очень тяжело. Им уже внушили направление игры, лимитировали технико-тактические действия, объем работы. Здесь требуется раскрыться по-другому. Чтобы в это войти, нужны годы. Итальянский чемпионат – самый тяжелый. Здесь играют в футбол, как в шахматы. Если тренер ставит человека, он дает ему задание, которое тот обязан выполнить. Времени на то, чтобы работать с игроком и обучать его на новый лад, ни у кого нет.

    – А если вместо Анчелотти придет кто-нибудь другой, требования к игрокам от этого не изменятся?
    – Помотрите, кто здесь работал, – и все поймете сами. Сакки, Капелло, Анчелотти, Мальдини. Все они играли в «Милане». Они знают культуру этой команды.

    – А как же Фатих Терим?
    – Он был в команде всего два месяца.

    – Говорят, Анчелотти понравился Вагнер Лав.
    – Когда тренеру задают вопрос, негативно он отвечать не станет. Лучше спросите у него, взял бы он этого игрока или нет. Вдумайтесь: если у нас играет Кака, нужен ли нам Вагнер Лав? Он может пойти в «Лацио», еще куда-то. А у нас есть потолки: ван Бастен, Гуллит, Папен, Веа, Шевченко, Кака. И когда тренер смотрит на Вагнера, он говорит: «Да, хороший, но…» Ниже уровнем быть нельзя. Гуллит – «Золотой мяч». Ван Бастен – «Золотой мяч». Папен – «Золотой мяч». Веа – «Золотой мяч». Шевченко – «Золотой мяч». Вы понимаете, о чем я говорю.

    Милан – Москва 


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»