(Фото: ФК «Зенит»)
Дело «Матюнин — Халк» все еще не закрыто. Как стало известно в субботу, Московская федерация футбола в рамках расследования комитета РФС по этике обратилась к 32-летнему арбитру с предложением пройти проверку на детекторе лжи. Матюнин успешно прошел эту процедуру, ее результаты будут в ближайшее время переданы в комитет РФС по этике. Корреспондент «Спорта День за Днем» связался с председателем судейско-инспекторского комитета РФС Николаем Левниковым и попросил его выразить свое отношение к сложившейся ситуации.
Доказать ничего невозможно
— Был момент, когда этого конфликта можно было избежать, — отметил Николай Владиславович. — Руководитель департамента судейства (Валентин Валентинович Иванов. — «Спорт День за Днем») и глава судейского комитета (сам Левников. — «Спорт День за Днем») разговаривали с представителями «Зенита». Все стороны получили нужные объяснения, поняли, что вышло недоразумение. Мы думали, на этом конфликт исчерпан. Валентин Валентинович выступил в печати, Алексей Матюнин тоже это сделал. Но затем по непонятной для нас причине было выступление Халка и Виллаш-Боаша, которые вновь обвинили Матюнина.
— И вы стали искать выход из положения?
— Я не раз общался с Матюниным, успокаивал его, говорил, что не надо ничего предпринимать. Но, когда эта тема всплыла вновь, он сам захотел защищать свою честь и достоинство. Уверял, что таких слов не говорил. А доказать, когда при разговоре присутствовало два человека, ничего невозможно. Мне казалось, что представители клуба, руководитель департамента, Алексей Матюнин и Халк должны были встретиться без третьих сторон, обговорить все, пожать друг другу руки и не выносить конфликт на дальнейшее рассмотрение. Это был бы лучший вариант, потому что раздувание этого конфликта ни к чему хорошему не приведет, доказать ничего невозможно.
— Применялась ли практика прохождения детектора лжи до этого?
— Никогда. За свою карьеру я подобного не слышал. Ведь сегодня есть переговорное устройство. И два помощника, и резервный судья слышали разговор Халка и Матюнина. Нужно их спросить, думаю, комитет по этике может пойти по этому пути. Вызвать судейскую бригаду, поговорить с ними. И не доходить до такой совершенно не нужной в футболе проверки на честность. Речь идет о человеке, который наделен полномочиями и Российского футбольного союза, и лиги. Судьи должны вызывать доверие и получать защиту у этих организаций.
Хорошо, что не дошло до гражданских инстанций
— Почему до сих пор не были опрошены помощники Матюнина?
— Они делали заявление, звонили Иванову и утверждали, что ничего такого Матюнин не говорил. Судейский комитет не рассматривает этот инцидент, потому что не было официального обращения ни одного органа. Мне кажется, что правильное решение было бы обратиться в комитет по этике. Дисциплинарной комиссией судейского комитета доказать, прозвучали ли со стороны Матюнина эти слова, невозможно. Но руководитель департамента доверяет Матюнину. На следующий тур после случившегося он назначил его резервным, а потом и главным судьей. А у судейского комитета нет оснований не доверять своему руководителю.
— Если детектор лжи подтвердит, что Матюнин допустил расистские высказывания по отношению к Халку, поставит ли это крест на карьере арбитра?
— Давайте не будем говорить «если», пока этого не произошло. Сегодня судейская организация, комитет, все судьи знают, понимают, что не только в футболе, но и в обществе нет места таким явлениям, как дискриминация по национальным признакам.
— Что может ждать Халка, если окажется, что он оклеветал арбитра?
— Это вопрос не ко мне. Пока, слава богу, все это не вышло за футбольные круги. Существует дисциплинарный регламент, где есть статья, которая может быть подведена к высказываниям бразильца. Пока главное, что это не передано в гражданские инстанции.
Напомним, что после поражения от «Мордовии» (0:1) в матче 15-го тура премьер-лиги Халк в интервью Reuters заявил, что подвергся расистским оскорблениям со стороны арбитра Алексея Матюнина. Неделю спустя бразилец подтвердил свои слова в смешанной зоне стадиона «Петровский» после победы над «Краснодаром» (4:0): «Матюнин сказал: “Я не люблю тебя и не люблю черных“. Подтверждаю, что слышал это от судьи».