Чтобы увидеть прошлое, достаточно взглянуть на ночное небо. Там вы видите не звезды, а свет от них, который пришел к вам сквозь многие годы и даже тысячелетия. Нынешняя российская сборная тоже похожа на ночное небо. Мы видим не звезд, а свет от них, который пришел к нам из 2008 года и до сих пор стоит, не двигаясь дальше…
Два стартовых матча российской сборной — с Андоррой и Словакией — принесли всего лишь три очка. Дежурная победа над «карликом» не дала никому никакой пищи для размышлений. Все ждали более серьезных выводов, которые должны были последовать после первой домашней игры с крепким европейским середняком. Матч со Словакией ожидался как некий мастер-класс, который участнику последнего чемпионата мира намеревались дать подопечные Адвоката. Минуло уже достаточно времени, а проанализировать игру сборной с более глубоких позиций, нежели «не повезло» и «зато была самоотдача», никто не рискует. Выяснилось, что ругать игроков не за что, а все, что произошло в Черкизове, — не более чем несчастный случай. Но так ли это на самом деле?
Четыре и два раза по три
С первого дня своего появления на посту главного тренера сборной России Дик Адвокат уведомил всех, что базовой игровой схемой команды будет 4-3-3. Мужик сказал — мужик сделал. Все три матча, проведенные под руководством голландца (товарищеский с Болгарией и два официальных), россияне строились именно в этом модуле. Оперевшись на данное построение, Дик четко представлял себе, кем именно он будет наполнять схему. Как минимум — по девяти позициям представлял. Было бы их десять, не распространяйся на Жиркова дисквалификация. В результате на позиции левого защитника с Андоррой играл Билялетдинов. По оставшейся незаполненной позиции правого инсайда Адвокат не имел полноценной определенности. Поэтому и пустился в небольшой поиск, перепробовав на этой позиции трех разных футболистов в трех играх. Торбинский — с Болгарией, Быстров — с Андоррой, Дзагоев — со Словакией. Тренер искренне верил, что возглавляет одну из сильнейших сборных на континенте. Уповая на схему, на свое видение ее наполненности и собственное природное упрямство, Дик Адвокат подошел к матчу со Словакией в полной уверенности в команде, игроках и самом себе.
Адвокат vs Вайсс
Российская сборная вышла играть в привычной уже схеме, в которую вернулся Жирков и встроился на месте правого инсайда Дзагоев. План был прост. Основной удар в атаке наносят фланги (Жирков — Аршавин слева, Анюков — Дзагоев справа), поддерживаемые из середины поля Семшовым и Зыряновым. Наконечником копья выступает Погребняк. Широков выполняет функции опорного с лицензией на поддержку атаки.
Вайсс ответил на это весьма остроумно и неожиданно. Марек Гамшик получил задание блокировать своими смещениями левый фланг российской сборной, где, по идее, должен был бегать в позиционную атаку Жирков. То есть тренер словаков разменял свою креативную составляющую в атаке на связывание рук наиболее (по его мнению) опасной ударной силы соперника. Оборонительная же составляющая, по Вайссу, сосредоточилась в рамках квадрата из двух центральных защитников (Шкртел — Салата) и двух опорников (Штрба — Кархан). Третьим важным компонентом стала практически персональная игра Забавника против Аршавина и Губочана против Дзагоева. Переход из обороны в атаку словаки проводили не более чем в три паса при участии не более же трех-четырех футболистов (в зависимости от того, какой из флангов участвует в атаке). Остальные сидели в засаде…
Весь этот «план Вайсса» очень неплохо работал. Главным образом потому, что в позиционной атаке нашей сборной не удавались ни индивидуальная игра, ни проникающие передачи. Аршавин играл большей частью сам по себе, а Дзагоев старался, но не более. А Семшов с Зыряновым в основном пытались прямолинейно поддерживать тройку форвардов, хотя напрашивалось придание атакам аритмии. К тому же внезапный гол изменил тактический рисунок словаков, а россияне так и не сумели перестроиться.
Гол стал результатом цепи ошибок Василия Березуцкого и Игоря Акинфеева. Первый отдал зачем-то резаную передачу вратарю (хотя в таких случаях учат пасовать только прямо), второй излишне переоценил свои способности, отправив передачу туда же, откуда она только что пришла. Там ее подобрал одинокий Стох и весьма грамотно распорядился таким шикарным подарком.
Буквально тут же словаки перестроились. Гамшик бросил терзать Жиркова, сосредоточившись на креативной части атакующей составляющей команды. И надо сказать, что и такой вариант ведения игры у гостей получался неплохо. Причем, что парадоксально, россияне даже не держали в уме попыток разбить оборонительную составляющую соперника (тот самый «квадрат» Шкртел — Салата — Штрба — Кархан), в котором защитник «Ливерпуля» смотрелся чуть ли не идеальным дефендером.
Адвокат, видя, что план на игру не срабатывает, пошел на кардинальные меры. Сняв Семшова и выпустив Быстрова, наставник сборной России перестроился на 4-2-3-1. Но и этот шаг не принес дивидендов. Нельзя сказать, что моментов у наших не было (один промах Аршавина можно отнести к невезению), однако неразрешимых задач перед Мухой и Шкртелом россияне так и не поставили.
Рецепт
На самом деле рецепт игры от Адвоката оказался устаревшим. Понимая, что Словакия предстанет именно такой, а не какой-то другой, тренеру намного проще было бы сыграть по хиддинковским калькам, которые Гус любил применять с такого рода соперниками. Предложить в центре поля игру на встречных курсах, предоставив классу своих игроков доминировать над классом игроков соперника. Что давало свободу действий Аршавину и иже с ним на подступах к штрафной соперника. В общем, в тактической дуэли Адвоката и Вайсса верх взял словак, который выдал правильный антидот имеющимся игрокам.
Посмотреть в будущее
Голландскому наставнику придется более глубоко подойти к вопросу подготовки к матчам в отборочном цикле. Каждый из соперников требует более пристального изучения, чем тот поверхностный разбор, который мы могли наблюдать в матче со словаками. Следующий матч, с ирландцами, потребует не только изучения ирландской сборной как таковой, но и Джованни Трапаттони как тренера. Будущая пара соперников (Ирландия, Македония) куда более зубастая, чем прошедшая (Андорра, Словакия). Понадобится как минимум ротация состава — одни и те же одиннадцать человек будут не способны сыграть на износ с Ирландией, а через четыре дня выйти на поле в Скопье. При том что очки терять будет уже нельзя…