В Петербурге все знают в лицо Алексея Блинова – одного из самых популярных знатоков клуба «Что? Где? Когда?», обладателя двух «Хрустальных сов» и титула «Лучший капитан клуба». С недавних пор он работает в «Зените».
Зенитовский шарф получился бело-зеленым
– На сайте передачи «Что? Где? Когда?» вы признались, что давно болеете за «Зенит» и даже сшили сами себе фанатский шарф.
– Первый раз я попал на матч «Зенита» в 1979-м. Мне было 15 лет, на футбол мы пошли втроем – я, мой однокашник Серега Подболотов и Влад Бачуров, который учился в одной с нами школе, но был на год младше. Сейчас он главный редактор газеты «Спорт день за днем». Он-то нас и повел на футбол. Тогда стадион имени Кирова закрыли на реконструкцию к Олимпиаде, и «Зенит» играл на стадионе имени Ленина, как тогда называли «Петровский». Помню, что соперником было «Торпедо», в котором выделялся Владимир Сахаров. И мне на стадионе очень понравилось – все болеют, атмосфера прекрасная. Мне по душе не только смотреть футбол, но именно сопереживать любимой команде. Я на стадионе каждый раз срываю голос, хотя вроде надо бы вести себя спокойнее.
– Алексей, вы человек популярный, но никогда не афишировали свою любовь к «Зениту» в отличие от многих других известных петербуржцев.
– Мне казалось, что я не вправе афишировать, что я болею за «Зенит». Реальные болельщики – те, кто ходит на каждую игру и полностью отдает себя команде, – такие люди собирались тогда в 33-м секторе. Хотя в те времена я не пропускал ни одного матча, собирал программки. Ходил на дублеров: мне нравилось смотреть, как играют совсем юные футболисты. Самое важное – я мог взять у них автограф. На матчах дубля милиция вела себя не так строго, можно было подойти к игрокам, буквально пощупать их руками. Так, Игорь Данилов, Сергей Дмитриев выходили к болельщикам. На дубле можно было увидеть знаменитых тренеров, например Гавриила Качалина.
– Как вы связали себе фанатский шарф?
– На первых порах мы пытались как-то выделиться, показать, что мы болельщики. В ДЛТ купили береты, такие синие с белым сегментом. Потом зашли в шахматный клуб Чигорина. Там продавали вымпелы разных спортивных обществ, в том числе и «Зенита». Мне запомнилось, что один зенитовский вымпел был сине-белый, а другой какой-то неправильный – желто-красный. А шарф я связал, когда учился в Институте текстильной промышленности и выполнял курсовую работу. Это очень сложный технологический процесс – не буду утомлять подробностями. Тогда было время тотального дефицита, и синей пряжи мы не нашли, пришлось использовать зеленую, и шарф получился в цветах «Жальгириса» – бело-зеленым.
Радио «Зенит» будет добрым
– Перейдем к делам сегодняшним. Как вы пришли в клуб «Зенит»?
– Я давно знаком с Сергеем Александровичем Фурсенко. Когда полтора года назад он стал серьезно заниматься «Зенитом», то мы начали с ним беседовать на тему того, что можно сделать для людей, которые ходят на стадион. Я участвовал в открытии сезона-2006 на «Петровском» – вместе с чемпионом СССР Сергеем Веденеевым мы напутствовали команду. Ну а месяца полтора назад я принял предложение войти в молодую энергичную команду ФК «Зенит».
– Ваша должность называется PR-директор. Слово «пиар» сейчас носит негативный оттенок, вас это не смущает?
– Слово «пиар» стало ругательным, но с этим ничего не поделаешь. Я работаю сейчас над персональным образом игроков, возможностью заключения с ними рекламных контрактов, над участием футболистов в благотворительных акциях. Есть большая программа проведения мастер-классов в детских домах, кадетских корпусах, школах и других учебных заведениях. Все это должно больше рассказать о «Зените» и игроках. Второе направление, которым я занимаюсь, – Радио «Зенит».
– В Петербурге все СМИ уделяют большое внимание «Зениту», сразу несколько радиостанций ведут прямые репортажи. Зачем клубу свое радио?
– Наша станция будет специфической, ни на кого не похожей. На Радио «Зенит» будет и музыка, но в первую очередь – новости, аналитические передачи, авторские программы людей, имеющих оригинальные, спорные взгляды на футбол. И, разумеется, репортажи о матчах «Зенита», интервью с игроками, тренерами, передачи об истории команды.
– В Европе такие радиостанции есть у нескольких клубов, и там многие болельщики приходят на стадион с приемниками, смотрят футбол и одновременно слушают комментатора.
– И мы хотим добиться этого. Есть даже предложение выпустить в продажу приемники, которые работали бы только на частоте Радио «Зенит».
– Когда-то на стадионе имени Кирова в перерывах матчей не давали скучать зрителям – представляли соперника, рассказывали, как сыграли дублеры, напоминали положение команд в турнирной таблице.
– Возможно, уже в ближайшее время будем в перерывах матчей на «Петровском» делать примерно такие же выпуски. Кроме того, я хочу возродить традицию определения лучших игроков матча. Будем делать это посредством SMS-голосования болельщиков, которое будет транслироваться на табло.
– Когда начнет вещание Радио «Зенит»?
– Планируем выйти в эфир 29 сентября. В этот день, во-первых, «Зенит» играет с ЦСКА, во-вторых, отмечается 100-летие первой игры сборных Петербурга и Москвы, с которой, можно сказать, и начался чемпионат России. На нашей станции будут работать такие известные журналисты, как Федор Погорелов и Виктор Набутов, сын Кирилла Набутова. Хочется, чтобы нас слушали не только болельщики, а все петербуржцы. Радио «Зенит» будет нести людям хорошее, доброе настроение.
– Можно ли что-то сделать с отношением игроков к прессе? Как-то повлиять на них, убедить, что интервью – это часть их работы?
– Их поведение можно оправдать. После игры в смешанной зоне их зачастую переполняют эмоции. У кого-то игра не получилась, а его спрашивают о допущенных ошибках. Кроме того, отмечу, что некоторые питерские журналисты относятся к «Зениту» недоброжелательно, откровенно злопыхательствуют, слишком резко критикуют игроков. Им это, конечно, не нравится.
– Значит, ничего с этим не поделать. А ведь страдают в первую очередь не журналисты, а читатели, зрители, слушатели, то есть болельщики.
– Я вижу такой выход из положения: устраивать «круглые столы» с участием игроков, тренеров и журналистов и находить общий язык.
– Алексей, есть ли у вас мечта как у болельщика «Зенита»?
– Помните, как в 1999-м наша команда выиграла Кубок России и на Невском проспекте прошло триумфальное шествие? Хочу еще не раз пройти по главной улице города по случаю победы «Зенита» – с золотыми медалями чемпионата, с Кубком УЕФА…