Вот и подошел к концу 2024 год. В нем было немало ярких событий, которыми запомнится российский футбол.
Так давайте же проводим старый год и подведем его итоги вместе с бывшим главным тренером «Томи», «Балтики» и сборной Камеруна Валерием Непомнящим.
Из интервью вы узнаете:
– Что мешает «Зениту» быть на первом месте в РПЛ,
– Что не так с Соболевым,
– Почему «Спартак» – реальный претендент на чемпионство,
– Кто из игроков проявил себя наиболее ярко в 2024 году.
– Не думаю, что для меня это будет самым ярким событием. Я повторяю уже из года в год, что я вполне доволен и удовлетворен нашим чемпионатом. Потому что до последнего тура интрига сохраняется как на верхних этажах таблицы, так и в зоне вылета. Для меня это ожидаемо, я этому только радуюсь.
– Кубок есть кубок. Не только в нашей стране, а вообще в футболе. В кубках как бы предполагаются сюрпризы. Более того, когда-то даже у нас был финал «Тосно» – «Авангард». Так что это тоже не является для меня событием. Поэтому я, наверное, вас в этом смысле разочарую.
А может быть, как раз в этом и заключается вот эта необычность нашего чемпионата. Как бы мы его ни ругали, на самом деле, я смотрю все игры с интересом. Кто бы мог подумать, что «Зенит», условно говоря, проиграет две игры подряд – «Крыльям Советов» и «Акрону»? Это же событие.
– Тут я, в каком-то смысле, попал впросак, потому что я из года в год говорю, что у нас сейчас есть «Зенит» и все остальные. Перед началом этого сезона я тоже говорил, что «Зенит» – фаворит, и все так и будет. И вдруг я вижу, что сейчас «Зенит» – далеко не фаворит, и хоть я и говорю, что «Зенит» станет чемпионом, но есть большие сомнения.
Дело в том, что как бы для нас это было не очень приятно, игру «Зенита» определяют легионеры. И во всех линиях они потеснили отечественных игроков. Хотя еще 5 лет тому назад почти все игроки, которые были в «Зените», были кандидатами в национальную сборную. Потом они перестали попадать в основу «Зенита», и так далее. Поэтому сейчас, когда эти ребята наелись российским футболом, с этой сытой жизнью в Питере и полным обожанием, что они – шестикратные, это сыграло свою роль.
Может быть, вы не обращали внимания, но я хочу, чтобы вы на это обратили внимание – все иностранцы, все легионеры, которые приезжают сюда, примерно через месяц начинают говорить, что у нас очень сложный чемпионат. На самом деле, это так и есть. Потому что у нас просто нет проходных матчей. На каждую игру, особенно, против «Зенита», все остальные 15 команд настроены так, что буквально не дают дышать, не дают поднять головы. И вот эти ребята, легионеры «Зенита», они подустали. Им не удается сохранять вот эту мотивацию.
– Я всегда очень хвалил Семака за то, как ему удается управлять такой бандой, в хорошем смысле этого слова. И вдруг сейчас уже не хватает ему ресурсов, чтобы игроки были мотивированы. Клаудиньо и Вендел сдали. Да, мастерство никуда не девается – оно было, есть и будет. Но для того, чтобы играть на нужном уровне, нужно себя мотивировать, заставлять себя. А у них вот это пропало. И они, как бы ведущие игроки, это потеряли, а вокруг них все остальные тоже как-то не на своем уровне играют.
Это психологический момент, с которым, не знаю, справятся они или нет после перерыва. Вообще я уверен, что там найдутся ресурсы, которые, должны будут вдохновить их снова, чтобы у них появился кураж, который необходим в нашем чемпионате. Но если игрокам не удастся справиться с этой психологией, «Зенит» может и не стать чемпионом. А вот у «Краснодара», «Локомотива» и «Спартака» как раз будет этот кураж. Они готовы к сражению, там мотивированные игроки. Отсюда и возникает сомнение, будет ли «Зенит» чемпионом. Потому что каждая ошибка, каждая неудача, она раздражает их, и они не всегда правильно понимают природу этих неудач. Вот почему не клеится игра у того же Клаудиньо? Не потому что судьи плохо судят, а потому что он стал играть хуже.
– Да, в психологии это его не конек, а «антикозырь». Он себя расстраивает, а уже соперник знает, как против него играть: пару раз наступили, пару раз ему не дали сыграть правильно, пару раз локоточки поставили, и все, он выпадает.
– Нельзя выдавать желаемое за действительное. Да, я согласен, что все покупки отечественных игроков, разве что кроме Волкова, они просто очень-очень к месту, очень по делу. И ребята себя проявляют. Но все равно почему-то как бы не хватает их.
Глушенков, видите, травмировался, и его уровень, который он демонстрирует, как-то чуть снизился. Хотя Максим – выдающийся игрок, по моему пониманию. Человек без изъянов, по футбольному. Да, у него проблемы с психологией, но это в человеческом плане. Может быть, самооценка. А в футбольном плане ему это помогает. Так что посмотрим. История знает, что у тех же «Спартака» и «Динамо» юбилейные годы получились не очень. Может быть, и у «Зенита» не очень получится. Такие, народные приметы.
– Ну, конечно, конечно. Не всем удается справиться с давлением. «Спартак» тому пример – не всегда игрокам и тренерам удается справиться с давлением, которое вокруг этой команды.
– Вы извините, пожалуйста, но какого бы у меня опыта не было, в российском чемпионате Семак уже во много раз опытнее, чем я. У него богатейший опыт. Другое дело, нужно знать психологию южноамериканцев.
У меня совершенно незначительный опыт в этом смысле. У меня был один аргентинец в Китае, один 19-летний мальчик, – я с ним не мог справиться. А талант был выдающийся. Думал, растет а-ля Марадона. Нет. Почему я и восхищаюсь Семаком: когда бразильцев больше двух человек – это уже проблема. Оказывается, нет – они были управляемые. Сейчас, может быть, вот как-то не очень удается. Я думаю, что мотивационную часть там больше будут составлять руководители клуба, а не главный тренер. У него какие рычаги? Зачехлить, посадить игрока, если он играет на нужном уровне. А конкуренции там не хватает. Игроки, которые есть, они уже вписались в состав.
– Да.
– Это дело вкуса, дело философии тренера. У них там во всех позициях вполне такая серьезная конкуренция. Может, на флангах обороны чуть-чуть. Но можно поменять схему, по-другому как-то построить игру. Да, там есть игроки, которые, мне кажется, не соответствуют уровню и ожиданиям «Зенита», но я вообще не имею права проходить по персоналиям. Это дело субъективное. Есть объективные критерии, по которым нужно комплектовать команду.
Семак – опытный человек. Я, честно говоря, по-хорошему удивляюсь, как ему удается без громких слов тихо-тихо стать шесть раз чемпионом. И вполне вероятно, что и в седьмой раз станет. Потому что он справляется. Я абсолютно доволен.
– Мне кажется, у него устойчивая психика. Он не впадает в крайности и умеет настоять на своем.
– Если бы продолжался чемпионат, то по вот этому накату «Спартак» бы и шел. И мне казалось, что по составу, по качеству игроков, они не уступают никому. По скорости ведения игры так вообще, мне кажется, «Спартак» превосходит почти все команды. По линии атаки, мне кажется, – просто сильнейшая. Если у «Краснодара», например, только Кордоба, а остальные – среднего уровня. А у «Спартака» все линии сейчас хороши.
Мне кажется, перерыв стал «тормозом» для «Спартака». Поэтому, у меня есть сомнения, удастся ли им сохранить этот настрой. Особенно, когда вокруг того же Угальде пошли активные трансферные слухи про Англию. Это всегда работает против. Таким командам перерыв вредит. А вот другим командам – «Краснодару», «Зениту», – этот перерыв, мне кажется, пойдет на пользу.
Но по тем качествам, которыми сегодня обладает Станкович, который нашел, наконец, оптимальное сочетание, «Спартак» – реальный претендент в борьбе за золото.
– Да
– С тем, что тренер его заиграл. Когда меня спрашивают, стоит ли игроку переходить в другой чемпионат, зарубежный, я говорю, что это такой, сложный вопрос. Там нужно попасть в свою команду, к своему тренеру. Это очень важный аспект, насколько внутреннее состояние игрока совпадает с состоянием тренера. В этот раз Угальде – угадал. Он играет на своем уровне. Сохранится ли это состояние у него? Большой вопрос. Но человек умеет забивать, и знает, как это делается, умеет играть без мяча – это самое важное: уметь открыться, получить мяч. Это то, чем обладает и Угальде, и Тюкавин. Константин – один из немногих таких наших нападающих, которые умеют играть на последней линии атаки.
– Батракова. Блестяще начал, но чуть-чуть меньше стал забивать в конце, и народ стал писать, что он сдал. Я внимательно смотрел за его игрой, и, на самом деле, к моему большому удивлению, когда он ни забил, ни голевой передачи не отдал, он все равно играл нисколько не хуже, чем в тех играх, когда забивал. Просто он растворялся в интересах команды. А вот эту нагрузку, которую он несет, умение создать ситуацию через два хода... Батраков просто меня удивил.
Еще Глушенкова. Как я могу не восхищаться его игрой, когда он пришел в «Зенит» и начал показывать то же, что он делал в «Локомотиве»? Мне кажется, сегодня Глушенков – игрок высочайшего европейского уровня. Может сыграть в любой команде элитного дивизиона Англии, Испании, Италии – везде может сыграть. Я не слишком хорошо знаком с его психологией, но по игровым качествам, которыми он обладает, как он читает игру, как он быстро оценивает ситуацию – ну просто блеск.
– Не хочу вдаваться в детали, но да, сильно удивило. Обычно такие вопросы решаются иначе. Грамотнее было бы хорошенько все проработать и потом как бы грохнуть и показать, доказать. Когда сейчас сказали, что 10 команд в этом замешаны, меня это сильно покоробило... Поэтому я не очень доволен этой ситуацией. Но не отрицаю, что дыма без огня не бывает.
– Ну конечно. Это очень серьезная тема. Но ее нужно было проработать по-другому.
– В Китае, например, я знаю, что из 16 команд одновременно было арестовано 15 президентов или генеральных директоров. Это было в 2002 году. А со своей командой я был на сборах здесь, в Москве, во время чемпионата мира. Судья рассказал, что такие-то президенты ему платили. Был серьезный большой разговор. Судье дали 10 лет тюрьмы, через 2 года он умер.
– Повторюсь, в этой ситуации все было сделано абсолютно безграмотно. Осинькин, как бы там ни было, был в тот момент абсолютно неприкасаемой фигурой. Объективно, потому что он многое сделал для этой команды. Там никакой паники быть не должно. Да, команда хромает, но это – абсолютно живой организм, которому свойственно и заболевать, и выздоравливать. У Осинькина абсолютно все было под контролем. И как бы читалось, что он там не паниковал. Но когда началось, что вот уже вместо него придет такой-то другой тренер, что там уже было где-то опубликовано, потом пришлось губернатору вступаться, говорить, что он до конца сезона доработает, то потом выясняется, что у него там какой-то контракт... Это неправильно и непрофессионально.
– Я абсолютно разочарован в нем. В том плане, что его переход из «Спартака» – это ошибка. В «Зенит» – тем более. Перейди куда-то в любую другую команду второй восьмерки... А «Зенит» – это уже все. И как бы судьба его наказывает.
– Нет, я бы так не сказал. Он один из сильнейших отечественных нападающих в этом амплуа. Но игроки, которые конкурируют с ним в «Зените», они не уступают ему ни в чем. Там есть еще два игрока этого типа. Он психологически подавлен, а те игроки мотивированы хорошо.
– Нет-нет-нет, дело в другом. У нападающего должен быть кураж, он должен быть вдохновлен и одухотворен, чтобы в нужную секунду оказаться в нужном месте – вот так и забиваются голы. Он психологически под большим грузом. На нем висит очень тяжелый шлейф, который тянется за ним. Да, под этим грузом уже почти 10 лет играет Дзюба, но Артем с этим справляется, потому что он в этом купается. Соболев, как я вижу, – игрок другого типа. Его раздражает всё и все, и он играет хуже, чем может. А Дзюба играет лучше, чем всегда в таких ситуациях.
Мне кажется, это большая ошибка, когда Соболев ушел из «Спартака». Нужно было пересидеть, перетерпеть, перестрадать, как бы там ни было.
– Здесь нужно просто с пониманием относиться к ситуации, в которой мы оказались. Институт сборных, не только в футболе, но и во всех видах спорта, в настоящий день должен существовать. Они должны понимать, что они лучшие и страна о них думает. И создавать условия для нашей элиты. То же самое в футболе: нужно, чтобы игроки национальной сборной всех возрастов играли. К сожалению, сейчас мы не можем выбирать себе соперников. Но игроки должны понимать, что когда их приглашают в национальную сборную, это как бы высшая оценка их труда. Это исторический факт. Пройдет 20-30 лет, и папа скажет сыну: «я в национальной сборной играл». Игроки должны с пониманием относиться, что они не могут играть каждый день против сборной Бразилии и Аргентины. Ситуация такая. К этому нужно подходить с пониманием. Поэтому и роль главного тренера заключается в том, чтобы игроки понимали это. Они должны собираться и играть, чтобы быть готовым вернуться в любой момент.
Я отлично помню ситуацию, когда были изолированы клубы Англии. Пять лет, по-моему, они не имели права играть в еврокубках. Так они в это время подняли свой чемпионат на очень высокий уровень. Я всегда говорю, что английский футбол настолько примитивный, что с ними легко играть. Они в это время стали приглашать в свои клубы игроков из разных континентов, и чемпионат стал очень сильным. Сербы тоже были лишены права играть, так они тоже разъехались по всему миру, и у них вырос чемпионат. У нас сейчас такая же ситуация. Я бы хотел, чтобы к нам приглашали иностранных тренеров и игроков только высшего класса. А сейчас это невозможно, поэтому это шанс для наших молодых игроков, чтобы они росли. Если говорить о сборной, она должна жить.
– Жить и работать. Все лучшее – впереди. Я преисполнен оптимизмом.