В Национальной баскетбольной ассоциации (НБА) существуют разные виды бросков. Несомненно, самым эффектным на сегодняшний день является бросок сверху, или, как его еще называют, «слэм-данк». Но если бы можно было ненадолго оставить день сегодняшний и перенестись, скажем, в годы 70–80-е прошлого века, то никаких слэм-данков в НБА мы бы практически не увидели. Тогда в почете был другой не менее эффектный и эффективный бросок – «скайхук», что в переводе на русский язык означает – небесный крюк. Благодаря им выигрывались чемпионские титулы, но сегодня этот прием в НБА уже не ипользуется.
Мастер скайхука
Одним из главных исполнителей скайхука был Карим Абдул-Джаббар, который теперь работает в тренерском штабе «Лос-Анджелес Лейкерс». Все, кто смотрел великие серии 80-х годов между «Лейкерс» и «Бостоном», а также «Лейкерс» и «Детройтом», несомненно помнят, как Джаббар получал мяч в позиции центрового, немного разворачивался, подшагивал, заносил руку вверх и мягким кистевым движением отправлял мяч в корзину. Результат почти стопроцентный. От небесного крюка защиты практически не было. До Джаббара подобный прием надежно выполняли Джордж Миан и Клиффорд Хаган, а после завершения Каримом игровой карьеры этот элемент нападения был фактически утрачен, о чем очень сожалеют нынешние ветераны баскетбола.
По словам Билла Уолтона, который часто играл против Джаббара на площадке, а ныне комментирует баскетбол на телеканале ESPN, сейчас многие отошли от самой философии баскетбола. «Посмотрите на этих ребят – они сами пускаются в дриблинг и делают все, чтобы создать себе позицию для броска, а если повезет, то для трехочкового. Но где при этом философия игры? Где пас в трехсекундную зону? Ведь это фундамент командного баскетбола. В итоге сейчас игра в интерпретации звезд НБА разбилась на единоборства», – отмечает Уолтон. Вторит ему и нынешний генеральный менеджер «Мемфиса» Джерри Уэст, который играл в «Лейкерс» еще до того, как туда пришел Джаббар. «Сегодня ребятам только дай мяч, и они будут носиться, чтобы бросить в прыжке, и не более того. Крюк Джаббара – великая вещь. Это самое действенное баскетбольное оружие, от которого нет защиты. Мне даже кажется, что, смотря великие игры лиги, молодежь поначалу учится этому приему, но затем забывает его напрочь, поступив в колледж», – считает Уэст.
У нынешнего поколения свои кумиры
Сам Джаббар весьма скромно отмечает, что нынешняя молодежь все больше смотрит игры с участием Майкла Джордана и Джулиуса Ирвинга, которые были мастерами исполнения слэм-данка. Карим научился делать скайхук еще в пятом классе школы, а затем улучшил его исполнение в университете UCLA под руководством великого тренера Джона Вудена; правда, тот хотел, чтобы Джаббар не «подшагивал» перед исполнением броска, а бросал мяч в кольцо сразу, как только получал его.
Благодаря своему крюку Джаббар принес UCLA три чемпионских титула, а сам Вуден имеет в коллекции 10 титулов чемпиона NCAA. Придя в НБА, Карим, во многом благодаря своему крюку, стал самым результативным игроком за всю историю лиги, набрав 38387 очков.
Сейчас лига изменилась. Скайхук в 90-е годы ушел в никуда, оставив место броскам в прыжке и слэм-данкам. Но ведь Джаббар сейчас работает в «Лейкерс» с центровыми, а это значит, что он должен делиться с молодежью тем, что умеет сам.
Ученик Карима
Вполне возможно, что следующим исполнителем небесного крюка в лиге станет центровой «Лейкерс» Андре Байнум, который выходил на площадку в составе команды в прошлом сезоне лишь эпизодически. На сегодняшний день Байнум с помощью Джаббара может бросать скайхук уже с двух рук. «Я изучаю все тонкости этого приема только потому, что мой бросок нельзя остановить», – заявил 18-летний Байнум. Впрочем, центровой «Лейкерс» при этом говорит, что изучать скайхук – занятие весьма непростое.
Остается надеяться, что НБА – не та лига, которая просто так открещивается от исторических традиций. Где, как не в ней, должны прекрасно сосуществовать вместе и элегантный скайхук, и мощный слэм-данк. Именно за счет того что НБА вбирает в себя все лучшее, что есть в баскетболе, зрители и считают ее лучшей баскетбольной лигой на свете.