Энцо Феррари как-то сказал: «Гонки улучшают породу автомобилей». А крупные соревнования улучшают футбол. Подобно тому, как год войны стоит десяти лет мира в разработке оружия, месяц чемпионата мира вполне может заменить пару сезонов в чемпионате среднего уровня. Особенно в том, что касается развития тактики.
Шесть лет назад на чемпионате Европы в Бельгии и Голландии появился вариант построения атаки, при котором четыре игрока располагаются ромбом: в основании действует плеймейкер, по флангам – атакующие полузащитники или крайние форварды, а вершина конструкции – центральный нападающий. Дальнейшее развитие идей возродило некогда забытую схему 4-3-3. Вот только в современной трактовке она значительно отличается от той, что была в моде в 70-е годы прошлого века.
Сегодня основные тактические изыскания ведутся по линии повышения эффективности атакующих схем с одним форвардом: игра с двумя слишком хорошо изучена за последние несколько десятков лет, чтобы можно было надеяться преподнести сопернику сюрприз. Прошедший в Германии чемпионат мира лишний раз это подтвердил.
Те, что ушли
Пожалуй, этот чемпионат забил последний гвоздь в крышку гроба оборонительной схемы с тремя центральными защитниками. Лишь пять команд на турнире играли с тремя защитниками, и мало какая из них может похвастаться результатами: мексиканцы и австралийцы вылетели в первом же круге плей-офф, а Хорватия, Коста-Рика и Корея вовсе не вышли из группы. Да и в целом модель игры, появившаяся двадцать лет назад, уже не впечатляет: и забивают очень мало (меньше одного гола в среднем за матч), и пропускают эти команды по полтора мяча за игру. Если бы не голландцы Хиддинк и Адвокат, которые выпускали в составах Австралии и Кореи трех форвардов, было бы еще хуже: команды, игравшие разные варианты традиционной 3-5-2, в среднем пропускали по 1,7 мяча и набирали за матч всего лишь 0,6 очка.
Отчетливые голландские мотивы в игре Австралии и Кореи заключались, помимо всего прочего, в том, что обе команды играли по схеме 3-4-3. Но это слабо им помогло. Наверное, прав был великий тренер Ринус Михелс, с сожалением признававший: несмотря на все усилия голландских специалистов, 3-4-3 так и не избавилась от оборонительных проблем.
Вторым динозавром ЧМ-2006 оказалась классическая оборонительная схема 4-5-1. Сегодня она окончательно стала уделом аутсайдеров, основная задача которых – поменьше пропустить. Таковы были на полях Германии сборные Тринидада и Тобаго, Ирана, Кот-д’Ивуара, Анголы, Туниса. Несколько особняком стоят сборные Чехии и США. Но и они не вышли из группы и не сумели заработать положительной разницы мячей.
Отдельная песня посвящается сборной Англии. Эрикссон взял на турнир четырех форвардов, один из которых, Уолкотт, заведомо был «балластом», а другой, Оуэн, получил травму. Так что с одним нападающим шведскому тренеру пришлось играть отчасти вынужденно. Без англичан показатели этой схемы смотрелись бы совсем мрачно, но даже их попадание в четвертьфинал не помогло замаскировать тот факт, что командам, исповедующим 4-5-1, не всегда удается забить хотя бы один гол, а вот свой, что называется «дежурный», мяч они, как правило, пропускают.
Царица полей
«Царицей полей» в армии называют пехоту. Царица футбольных полей – схема 4-4-2. Появившись 40 лет назад и пережив все последующие катаклизмы, она до сих пор остается «выбором большин-ства». Она не дает выдающихся результатов, зато позволяет отлично контролировать зоны.
4-4-2 и на этом чемпионате была самой популярной: ее применяли 13 команд, от Саудовской Аравии, которую заранее назвали самой слабой сборной турнира, до Бразилии, которой до старта «отдавали» золото. В итоге: шесть команд не сумели выйти из групп, еще четыре вылетели на этапе 1/8, а две – в 1/4 финала. Лучший результат показали хозяева турнира, добравшиеся до третьего места. Но, несмотря на ощутимый размер «балласта», команды, игравшие по этой схеме, набирали в среднем 1,33 очка за игру, забивая чуть больше одного мяча и примерно столько же пропуская.
Новое
Схема 4-2-3-1 родилась шесть лет назад на чемпионате Европы. Ее появление стало результатом статистических исследований УЕФА. Четыре защитника «прикрыты» спереди двумя опорными полузащитниками, что развязывает руки атакующей группе из четырех человек, которые располагаются уже упоминавшимся ромбом. На чемпионате мира так играли две команды – Португалия и Франция. Обе прошли полную дистанцию в семь матчей. Правда, французы закончили свой поход в финале, а португальцы – в матче за третье место. И хотя последние встречи обе команды проиграли, их статистические показатели весьма неплохи.
Хорошо забытое старое
Не зря говорят, что история развивается по спирали. Некогда забытая модель игры с тремя форвардами стремительно возвращается в число самых популярных. На чемпионате мира сразу четыре команды играли по схеме 4-3-3: Италия, Аргентина, Голландия и Испания. Все они как минимум вышли в плей-офф. Голландия и Испания закончили выступления быстро, аргентинцы дошли до четвертьфинала, а Италия вообще стала в итоге чемпионом.
По статистическим показателям эта схема чуть менее эффективна, чем 4-2-3-1. Во всяком случае, среднее количество очков, которые команды набирали за матч, меньше двух. Забивали эти команды также меньше. Зато отличались феноменально эффективной обороной. Пожалуй, именно это помогло нашей четверке добиться высоких результатов.
Почему так вышло, что 4-3-3, которую в свое время критиковали за оборонительную уязвимость, стала куда более осторожной, чем крепкая 4-4-2? Во-первых, это все-таки очень хорошие команды, здорово организованные, имеющие в составе отличных защитников. Во-вторых, современная концепция предполагает, что фланговые нападающие действуют в обороне подобно крайним полузащитникам в схеме 4-5-1, что также способствует большей надежности оборонительных построений.
В-третьих, заметную роль в атакующих действиях сейчас играют крайние защитники, а при наличии у соперника трех форвардов они в значительной степени связаны их опекой. Наконец, три хавбека в этой схеме действуют в основном в центральной зоне, повышая обороноспособность команды.
Один в поле – не форвард?
Весьма примечательная тенденция: многие играли с одним ярко выраженным форвардом и двумя фланговыми игроками, чьи дей-ствия позволяют назвать их как форвардами, так и полузащитниками. Если еще недавно преобладали команды с парами нападающих, то на этом турнире половина участников играла с одним центрфорвардом. В плей-офф процентное соотношение не изменилось. А вот из восьми команд, вышедших в четвертьфинал, с парой форвардов играли лишь три, из четверки лучших – только хозяева турнира.
Причина – в обороне. Подавляющее большинство команд играют с четверкой защитников, перед которыми располагается оборонительный «экран» из двух полузащитников. Оставшиеся четыре игрока должны как-то взламывать сходным образом построенную оборону соперника. Вот и выходит: либо играть с двумя форвардами и смещать акцент нападения на фланги, что обедняет разнообразие атакующей игры и упрощает сопернику оборону, либо играть с одним форвардом, которого поддерживает атакующий полузащитник. Кроме того, чтобы все-таки продраться сквозь «экран», крайне желательно иметь «лишнего» игрока в этой зоне, что опять-таки приводит нас к необходимости иметь третьего центрального полузащитника – атакующего, вдобавок к двум оборонительным.
Двое из ларца
Еще одним отчетливым мотивом стало широчайшее использование крайних защитников в атаке. Наверное, все помнят великолепный удар немца Филиппа Лама в матче открытия чемпионата или игру левого защитника сборной Италии Фабио Гроссо, который заработал победный пенальти в первой игре плей-офф против Австралии и забил решающий гол в полуфинальной игре с Германией.
Крайние защитники давно дей-ствуют в манере «челноков», перемещаясь по всей длине поля. Их подключения помогают создать локальное численное большин-ство на фланге и за счет этого взломать оборону. В результате прямых действий (удар по воротам или голевой пас) фланговых защитников на этом чемпионате мира было забито одиннадцать голов. Лидируют по этому показателю чемпионы мира: благодаря усилиям Дзамбротты и Гроссо Италия забила четыре мяча – треть от общего числа своих голов! Еще три гола «сделали» традиционно активные крайние защитники бразильцев Кафу и Сисинью. По одному голевому пасу на счету у немца Лама, чеха Грыгеры и японского бразильца Алекса. Последним в этом списке фигурирует… Дэвид Бекхэм: в матче с Тринидадом он перешел на позицию правого защитника и отдал голевой пас Краучу.
Еще четыре мяча были забиты при непосредственном участии швейцарца Маньина (в матче с Того), Лама (с Коста-Рикой), аргентинца Сорина (с Сербией) и эквадорца де ла Круса (с Польшей). Итого – 15 мячей (более десяти процентов от общего числа!) были забиты благодаря активности крайних защитников.