В масс-старте приняли участие трое россиян. Первые номера, естественно, достались тем, кто уже успел проявить себя в Уистлере. Француз Венсан Жей, неожиданно выигравший спринт, получил первый стартовый номер, победивший в гонке преследования швед Бьорн Ферри — второй, а норвежец Эмиль-Эгле Свендсен — третий. Восьмерка на груди Устюгова выглядела скромнее, но, как оказалось, россиянину настроения не портила.
Первые метры дистанции прошли спокойно. Ни падений, ни толчков, ни прочих эксцессов. Все выжидали, а братья Фуркады возглавляли плотную группу, растянувшуюся на добрые 50 метров. Осторожная тактика сказалась на стрельбе — на первом огневом рубеже 21 спортсмен обошелся без промахов. В том числе и Евгений Устюгов с Иваном Черезовым. А вот Антон Шипулин один выстрел смазал. Как, впрочем, и Оле-Эйнар Бьорндален. Видно, грозный норвежец засмотрелся на Симона Эдера, который строчил как из пулемета, да еще и был точен. Поторопился Бьорндален, и последний патрон послал в «молоко».
Со стрельбища ушли плотной группой, и отставание Устюгова от Эдера в 11 секунд не выглядело пугающим. На втором огневом рубеже у многих уже затряслись руки. Черезов — два промаха, Бьорндален — столько же. Из числа соискателей наград они себя практически исключили. Впереди вновь Эдер, который отстрелялся точно и быстрее всех. Подтянулся Шипулин, который тоже был точен. 11 биатлонистов по прежнему обошлись без промахов, в том числе и Устюгов.
Темп постепенно возрастал, и лидер ожидаемо сменился. Промазал Эдер, промазал Свендсен. Вперед убежали словак Павол Юрай и Ферри. Бьорндален промахнулся даже три раза — предпоследнее место норвежца, наверное, здорово озадачивало его самого. Устюгов отстрелялся на ноль и держался в пятерке лидеров. Подтянулся Черезов, который после третьей стрельбы уступал лидеру всего 18 секунд. Шипулин снова промазал, и из серьезной борьбы выпал. Обидно, но по сравнению с Бьорндаленом…
К четвертому огневому рубежу безусловным лидером подошел Юрай. Стрелял он и быстро, и точно. Устюгов немного помедлил перед тем, как поразить последнюю мишень. Может быть нервы успокаивал, а может быть восстанавливал дыхание. Со стрельбища он просто улетел стрелой. Впереди был один словак и последний отрезок дистанции. Следом устремились австриец Зуманн и французы — Жэй и братья Фуркады. Черезов промазал и выбыл из борьбы.
Расстояние между Юраем и Устюговым таяло, как снег в Уистлере под теплым дождем во время спринта. Когда россиянин проходил словака, тот даже не попытался обозначить борьбу. И даже не смог зацепиться за Устюгова — предпочел оберегать хоть какое-нибудь место на пьедестале. Устюгов полетел к финишу, но отличную скорость набрал и Мартин Фуркад. Показалось даже, что француз «съест» не только Юрая, но и россиянина. Видно было, что Евгений устал, но держался достойно. И отрыв от соперников все же сохранил, финишировал уверенно, без нервотрепки.
А между тем масс-старт был последней возможностью для мужчин завоевать в биатлоне индивидуальную награду. Так сказать, последний выстрел. И нервы у Устюгова оказались что надо.
«Спасибо стране за то, что ждала эту медаль. Ведь до этого у нас не было наград. Надеюсь, что теперь пройдет эта черная полоса, которая затянулась, и сегодня женщины смогут повторить наш успех», — говорил журналистам едва отдышавшийся Устюгов.
По горячим следам прокомментировал успех российского спортсмена и Президент Союза биатлонистов России Михаил Прохоров: «Я понял, что будет золотая медаль, после четвертой стрельбы, так как спортсмен, который был впереди, не так бежал ногами. Только если бы не было чего-то непредвиденного, например, падения. Мы ждали и дождались. То, что Устюгов не сделал на 20-километровке, сейчас ему удалось. Мы все ждали эту медаль, замечательно, что она золотая», — заявил Прохоров.