Минувшая неделя порадовала болельщиков сине-бело-голубых первыми приобретениями. На удивление, новобранцами оказались не раскрученные звезды, а молодые, пусть и талантливые, ребята. В свою очередь, «Анжи» пошел другим путем, пополнившись лучшим игроком чемпионата Украины — 2011 — Виллианом. На эти темы и не только рассуждают наши постоянные эксперты: агент ФИФА Андрей Головаш, бывший генеральный директор «Ростова» Юрий Белоус и экс-зенитовец, а в настоящий момент один из тренеров ФК «Русь» Валерий Цветков.
1. «Зенит» приобрел защитников Луиша Нету из «Сиены» и Милана Родича из ОФК. Питерцы пошли по новому для себя пути, решив сделать приобретения на перспективу? Если да, то почему именно сейчас?
Головаш: Возможно, это связано с появлением в клубе нового спортивного директора, в свое время долго работавшего в «Гамбурге» (Дитмар Байерсдорфер. — «Спорт день за днем»). Во-вторых, я думаю, что Спаллетти делает определенные выводы на основе происходящего в команде. В «Зените» работают профессионалы, принимающие адекватные решения, что и выражается в пребывании питерцев на ведущих позициях в России на протяжении долгого времени. Хотя лично я не в восторге от трансферов Халка и Витселя. Видимо, они до сих пор не сумели адаптироваться в новом клубе. При этом мне кажется, что Нету и Родич — не те футболисты, которые смогут что-то коренным образом изменить в линии обороны.
Белоус: Да, в отношении новобранцев есть много комплиментарных слов, но надо еще посмотреть, как они реализуют свой потенциал. «Зенит» сегодня не играет в Лиге чемпионов, хотя команда, безусловно, с амбициями. Поэтому питерцам необходимо серьезно укреплять линию защиты. Когда покупаешь молодых ребят, которые не сегодня, так завтра могут встать в строй, ты берешь потенциально ликвидных футболистов, способных отыграть в команде три-четыре сезона, а потом за приличные деньги быть проданными в топовые клубы. Это неплохо. Если честно, мне бы хотелось думать, что это не Спаллетти принял решение о приобретении данных игроков. В «Зените» есть команда относительно опытных менеджеров, работающих не первый год, есть президент клуба, есть Алексей Миллер. Если мы будем надеяться и слушаться Спаллетти, а идеологию клуба будет определять главный тренер, то после его ухода будет пепелище. Ведь другой тренер может все видеть иначе. Чтобы приобретать за 30–40 миллионов, особого таланта не надо. Хотелось бы покупать футболистов за скромные деньги, но не всегда для больших клубов это реально. Хочется думать, что этот новый штрих в трансферной политике сине-бело-голубых будет верным.
Цветков: Именно за этими футболистами я не следил, поэтому оценить их силу не могу. Но раз они приобретены «Зенитом», значит, на них рассчитывают. Причем брали их не на какой-то рост, а для того, чтобы они уже сейчас дали результат. Они должны играть. У «Зенита» проблемы в обороне, поэтому один из них точно должен попасть в «основу». В составе и так много звезд, если взять кого-то еще — команда может развалиться. Каждый начнет ставить во главу угла свое «я». Коллектив сейчас и так хороший, игроков с именами больше не надо, иначе получится какой-то борщ (смеется).
2. Состав «Анжи» пополнился одним из сильнейших игроков «Шахтера» — Виллианом. Сам футболист говорит, что деньги были не главным фактором при переходе. Какие тогда мотивы у бразильца?
Головаш: Не знаю, что именно стоит за решением Виллиана, но логики перехода в «Анжи» я не вижу. Да, это прогрессирующая команда, возможно, с большим будущим, но пока это только проект, а «Шахтер» — уже сложившийся клуб. Может, сказался фактор Роберто Карлоса, ведь для Бразилии это громкое имя, может, какие-то космические деньги, — не знаю. Что же касается слов Виллиана о том, что чемпионат России немного сильнее украинского, то ответьте: сколько российских команд играет сейчас в Лиге чемпионов? Ноль! А от Украины — «Шахтер». Сколько в Лиге Европы? Три? Так и у Украины три — «Динамо», «Днепр» и «Металлист». Мне вообще кажется, что украинское первенство даже более содержательное. В России же сильнее финансовая составляющая.
Белоус: Виллиан — отличный футболист, это большое приобретение для «Анжи». Единственное, за бразильцем еще надо будет понаблюдать, ведь 80 процентов своих действий он делает правой ногой — не будет ли он в чем-то ограничен? Но это уже состоявшийся игрок, способный усилить любой клуб. В его контракте с «Шахтером» была прописана конкретная сумма, за которую его должны были отпустить, так и произошло. Сегодня «Анжи» называют не очень хорошим словом «проект». Но уже сейчас вырисовывается команда с таким мощным, сильным и харизматичным тренером, как Гус Хиддинк, и хозяином, не жалеющим деньги, в лице Сулеймана Керимова. Не стоит забывать, что «Анжи» базируется в Москве, а в Махачкалу футболисты летают только на игры. Никаких бытовых проблем не существует. Москва на сегодняшний день — город, будем называть вещи своими именами, более интересный для молодых людей, чем Донецк. В последнем я был многократно. Махачкалинцы уже выступают в еврокубках, у них есть шанс выиграть Лигу Европы и уже в этом году попасть в Лигу чемпионов. Я думаю, что в двойку они попадут.
Цветков: Уверен, что футболист лукавит (улыбается). Мало у кого возникнет интерес просто так ехать в «Анжи». В основном все равно заманивают деньгами. Судя по матчам на сборах, по тому, что творит «Шахта» («Шахтер». — «Спорт день за днем»), заявление о том, что чемпионат России сильнее украинского, весьма спорно. У нас столь сильной команды я пока не вижу, они на голову выше всех.
3. За исключением двух молодых игроков — Крицюка и Жесткова, — перебравшихся в португальскую «Брагу», продолжается тенденция, согласно которой россияне неохотно уезжают за границу. С чем это связано?
Головаш: Не знаю, чего хотят и к чему стремятся российские футболисты, но уверен, что большинство из тех, кто выступает в ведущих клубах, думают о Европе. В России хорошо платят, причем делают это без каких-либо приключений. Тот же Кокорин действительно прогрессирует, но еще года полтора назад ему вообще не находилось места в составе «Динамо». Дзагоев тоже хороший футболист, но нужно подождать, время покажет.
Белоус: Связано это с одним. Клубы первой восьмерки платят больше, чем предлагают зарубежные команды в большинстве своем. Если бы у нас были футболисты уровня «Милана», «Реала», «Барселоны» или «Манчестер Юнайтед», то зарплаты были бы больше. А сегодня наши игроки до данного уровня не дотягивают. Думаю, что многие не реализовали свой потенциал еще на уровне чемпионата России. У нас появились хорошие молодые ребята, тот же Кокорин. Это действительно сильный игрок, но ему нужно стабильно играть за сборную, клуб, в еврокубках. Дай бог, Россия попадет на ЧМ-2014 и он себя там проявит, тогда его кто-нибудь возьмет. Если бы Дзагоеву после чемпионата Европы поступило реальное предложение с хорошими цифрами, которое устроило бы и футболиста, и ЦСКА, его бы отпустили. Такое предложение могло бы появиться, дойди сборная хотя бы до полуфинала Евро-2012.
Цветков: Большинство ребят думают, что и в России хорошо платят. Будь иначе, у наших футболистов было бы больше стремления уехать, засветиться в Европе. Было время, когда россияне регулярно забивали в европейских чемпионатах, здорово выглядели, но затем они стали играть так, что, возможно, отдаляют агентов от просмотра наших футболистов. Может, поэтому ребят не приглашают? Вроде бы в Россию приезжают сильные тренеры — Дик Адвокат, Лучано Спаллетти, а игроки все равно остаются непривлекательными для европейцев. Не сожалею ли я, что не поиграл за границей? Нет. Жалею, что вообще рано закончил с футболом. Я особо не гнался за деньгами, был горд выступать за «Зенит», и другой команды мне было тогда не надо.