• После «Порту»

    14.04.11 14:56

    После «Порту» - фото

    Фото: ФК «Спартак»

    Автор: Спорт день за днём

    В предыдущей своей колонке в «Спорте день за днем», целиком посвященной предстоявшему матчу в Порту, я (прощу извинить самоцитирование) заметил в конце текста: «Только Валерий Карпин, пытающийся делать вид, будто ему неведомо, почему так происходит, может поведать о причинах резких перепадов в спартаковской игре как в отдельных матчах, так и на протяжении одной и той же встречи. То ли это следствие недостаточной готовности, то ли неумение управлять ритмом игры, то ли на игроков оказывают воздействие какие-то моменты психологического толка. Но от факта – рваной, иногда чересчур рваной игры «Спартака», демонстрируемой командой в матчах чемпионата России и Лиги Европы, – никуда не деться. То, что проскочило с «Базелем» (спартаковцы, помнится, в Москве были при счете 0:1 в полуметре от второго пропущенного гола) и «Аяксом» (жуткий первый тайм в Амстердаме), в играх с «Порту», действительно одним из самых сильных на сегодня клубов на континенте и реальным фаворитом турнира, не пройдет».

    В Порту – не прошло, из «Спартака» португальцы сделали посмешище, но тренер вновь, как наблюдатель со стороны, которого случайно попросили прокомментировать ход встречи, поведал о том, что не знает, почему команда (его команда!) 25 минут играла, а потом – «встала» и «развалилась».

    Квартет плюс

    Перед началом второго тайма телезрители наблюдали любопытную картинку. Выходившие на поле спартаковские бразильцы сначала обнимались по очереди с друзьями-приятелями из резерва «Порту», за который, как известно, какое-то время выступал Ибсон, за ненадобностью затем проданный «Спартаку», а потом вчетвером принялись что-то обсуждать. Алекс, судя по жестам, показывал Веллитону, в какие зоны тому следует открываться для того, чтобы получать его, Алекса, передачи.

    Утверждать, будто бразильцы (вместе с приплюсованным к ним Макгиди – эта группа футболистов и определяет игру сегодняшнего «Спартака») валяли в Порту дурака, нет даже малейших оснований. Но в сухом остатке получилось примерно следующее.

    Макгиди, привычно сторонясь продуктивного участия в командных действиях, попал под жесткий пресс соперников, легко просчитывавших ходы ирландца и пресекавших его попытки индивидуально, без поддержки партнеров, либо проскочить к лицевой линии и выполнить передачу, либо выбраться на позицию, с которой можно было бы пробить по воротам. В тех редких случаях, когда Макгиди, проведшему, наверное, худший матч за «Спартак», удавалось все же подать мяч с фланга, точности не было и в помине. Бить же по воротам ему не позволяли.

     

    Кариока и Ибсон провалили игру в зоне опорных хавбеков. Португальцы мгновенно, зачастую с нарушением правил, накрывали Ибсона, пытавшегося выбраться поближе к атаке, не давали возможности Кариоке поднять голову и прочно обосновались в середине поля, откуда и направляли равномерно атаки – по флангам и по центру. Ибсон и Кариока опаздывали со страховкой как центральных защитников, так и крайних полузащитников.

    Алекс в созидательной игре не преуспевал. К оборонительной он не готов. На длительные отрезки вообще выпадал из матча. Степень готовности Веллитона вправе оценивать лишь клубные работники, в распоряжении которых есть объективные данные о действительном физическом и психологическом состоянии нападающего. Но и без данных этих видно, что бразилец сейчас – слабее Дзюбы.

    Однобокий подход

    «Спартак», к сожалению, не в состоянии делать то, что мы видим в исполнении организованных команд (речь в данном случае не о подборе игроков, не о так называемом классе, а об организации игры, которую ставит тренер), – варьировать тактику. Ясно, что перед футболистами ставятся некие тактические задачи, но определить по спартаковской игре, что, как и за счет чего (и не только в матче с «Порту») намерена сделать команда, практически невозможно. Играть строго от обороны, обеспечивая как можно более высокий уровень надежности сзади и рассчитывая на скоростные контратаки, которыми можно было бы «жалить» соперника, «Спартак» не умеет, неумение свое объясняя стремлением демонстрировать так называемый зрелищный, атакующий футбол и сравнивая порой свою игру с игрой «Барселоны».

    В Порту спартаковцы решили посостязаться с соперниками (точно так же, как попытался это сделать «Шахтер» в Барселоне) в мощной, скоростной, техничной игре, но протягивать ножки, ничего не попишешь, приходится по одежке, а она у нынешнего «Спартака» – не для парадного появления на лимузине возле фешенебельного ресторана, а всего лишь для поездки на подержанном авто в скромное заведение общепита. Над «Рубином», разумно, с пониманием своих возможностей выстраивавшим матчи с «Барсой» так, что звезды, привыкшие расправляться со всеми, кто им противостоит, ничего не могли поделать с казанским клубом, смеялись. На мой взгляд, гораздо смешнее выглядят попытки выдавать желаемое за действительное, постоянное стремление унизить обыгравшего тебя вчистую соперника и не подкрепляемые делами декларации о намерениях, чаще всего необоснованных.

    В игре «Спартака» нет достаточной мощи, высоких скоростей, приемлемых командных действий. Это негативным образом сказывается на всех игровых стадиях: в обороне отсутствует необходимая надежность, в атаке невозможно обнаружить давление и агрессию, при переходах из одной стадии в другую нет быстроты. Откуда, впрочем, всему этому взяться, если команда, как показывают ее матчи, оказалась неважно, мягко говоря, подготовленной к сезону и демонстрирует, за исключением редких фрагментов из нескольких встреч, невыстроенную игру?

    Проблема тренера

    Бессмысленны, полагаю, бесконечные разговоры о необходимости отставки Карпина. Во-первых, генеральный директор и главный тренер «Спартака» легко обойдется без армии советчиков – он сам знает, что и когда ему делать. Карпин, во всяком случае, объявил, что сложившуюся ситуацию (а она после 0:4 в Ростове, 1:3 в Краснодаре и 1:5 в Порту требует несомненного внимания) рассмотрит по завершении двух ближайших матчей чемпионата страны (дома с «Тереком» и в гостях с «Анжи») и ответной встречи с «Порту» (чем черт не шутит, вдруг «Спартак» выиграет 4:0, и публика всех игроков и тренеров начнет разносить по домам на руках).

    Во-вторых, Карпин имеет полную поддержку владельца клуба Леонида Федуна. С позицией акционеров, правда, ясности (публичной, по крайней мере) нет, но выяснить их позицию сложно, поскольку нигде не опубликованы имена акционеров – это раз, и неизвестно, обязан ли Леонид Федун прислушиваться к их мнению, – это два. Такой поддержки, как Карпин, не имел ни один спартаковский тренер после того, как с командой перестал работать Олег Романцев (в последнее время, к слову, перестали говорить о консультационной деятельности Олега Ивановича, и непонятно, остался он в роли советника Валерия Карпина и его ассистентов или же перестал этим заниматься). В пространстве между Леонидом Федуном и Валерием Карпиным нет того Карпина, который за короткий отрезок времени уволил Станислава Черчесова, пригласил Микаэля Лаудрупа, уволил Лаудрупа и сам принялся тренировать команду, не имея за спиной ни одного дня тренерской практики и – более того – вообще не обучаясь профессии. Можно, заметил бы в скобках, только представить, какая кара постигла бы предыдущих спартаковских тренеров, начни они сезон так, как начал его Карпин, работающий с командой, не стоит об этом забывать, уже третий год.


    Колонка Александра Горбунова из еженедельника «Спорт день за днем» №13 (13 – 19 апреля 2011 года).


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»